Как советский самолет Ан-24ЛР совершил вынужденную посадку на Аляске в разгар Холодной войны

В преддверии Нового года особенно приятно вспоминать истории, которые напоминают о человечности, взаимопомощи и способности забывать о противоречиях, когда кому-то требуется поддержка. Эта история — именно о таком случае, произошедшем в эпоху, когда мир был разделен идеологическими барьерами.

Самолет Ан-24ЛР в полярной окраске, использовавшийся для ледовой разведки.

Рейс над Беринговым морем

27 февраля 1974 года с аэродрома в Анадыре поднялся в воздух советский самолет Ан-24ЛР — специальная модификация для ледовой разведки, оснащенная радиолокационной станцией «Торос». На его борту находились шесть членов экипажа, инспектор и восемь ученых. Их задачей был визуальный полет над акваторией Берингова моря на высоте около 6600 метров.

Это было время пика Холодной войны. Воздушное пространство у границ СССР и США тщательно контролировалось. Американские истребители F-4E постоянно дежурили в готовности перехватить любой самолет, который мог бы, намеренно или случайно, нарушить границу.

Роковая навигационная ошибка

В начале полета экипаж зафиксировал попутный ветер скоростью 100 км/ч. Однако в дальнейшем они не стали проводить повторные измерения, а продолжали расчеты, основываясь на первоначальных данных. Это решение стало фатальным. На обратном пути ветер не только усилился до 180 км/ч, но и сменил направление, став встречным. Расход топлива резко возрос, и вскоре стало ясно, что его не хватит для возвращения на базу.

Экипаж попытался дотянуть до запасного аэропорта «Провиденс-Бэй», но он был закрыт густым туманом. Ситуация стала критической. Оставался лишь один, крайне рискованный вариант: развернуться и лететь по ветру в сторону территории США, чтобы попытаться сесть в ближайшем американском аэропорту.

Карта района полета и места вынужденной посадки.

Экстренная посадка на Аляске

Выбор пал на аэропорт Гамбелл, расположенный на острове Святого Лаврентия у побережья Аляски. Посадка была сложной — топлива оставалось так мало, что при заходе на посадку отказал один из двух двигателей.

Обратите внимание: Советский атомный ледокол - был выведен из строя, но не забыт.

Несмотря на это, советским летчикам удалось мастерски посадить самолет на чужой территории.

Встреча с американцами: не конфронтация, а помощь

Вскоре о неожиданных гостях узнали все 736 жителей поселка Гамбелл. Вопреки ожиданиям, встреча была не враждебной, а дружелюбной. Местные жители принесли советским гражданам обогреватели, еду и горячие напитки. Произошел стихийный обмен сувенирами: часами, монетами, перчатками и марками.

Жители Гамбелла и экипаж советского Ан-24.

Пока местные власти пытались связаться с федеральным правительством, советское посольство в Вашингтоне уже вело переговоры с Госдепартаментом и Пентагоном, прося разрешения на дозаправку. В ту же ночь ВВС США получили приказ оказать помощь.

Уже на следующий день, 28 февраля, военно-транспортный самолет C-130 доставил в Гамбелл 3406 литров авиационного керосина JP-1. На борту также прибыли военные, представители Национальной гвардии, полиции и русскоязычный сотрудник таможенной службы для облегчения коммуникации.

Возвращение домой и последствия

Первоначальное напряжение среди советского экипажа сменилось облегчением, когда проблема с топливом была решена. Единственной формальной сложностью стал отказ пассажиров сообщать американским властям свои даты рождения, хотя список имен и званий был предоставлен. Вечером того же дня, в 19:30, дозаправленный Ан-24 взлетел и взял курс на Советский Союз.

Поселок Гамбелл на острове Святого Лаврентия, Аляска.

Однако на родине экипаж ждал строгий разбор. Расследование установило, что причиной инцидента стали серьезные ошибки в навигационных расчетах и пренебрежение повторными измерениями скорости ветра. Командир экипажа, пилот 2-го класса Ридель А.А., был отстранен от инструкторской работы, понижен в классе до третьего, а полеты по ледовой разведке временно приостановили. Штурман также был понижен в классе и получил строгий выговор. Дисциплинарные взыскания коснулись и ряда других должностных лиц.

Тот самый Ан-24ЛР. Автор: Лесник - петербургский обозреватель. Источник: https://russianplanes.net/id79282

Самолет Ан-24ЛР продолжал летать до 2001 года, после чего был отправлен на хранение в аэропорт Пушкин под Санкт-Петербургом.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

С Новым годом всех! Желаем вам безопасного полета!

[Мой] Авиация Самолет Полет Аэропорт Советский Чукотка Аляска Американский Пилот Холодной войны Северный Длинный Пост 29

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Как советский самолет случайно приземлился в США.