Предпосылки создания: уроки Зимней войны
Опыт советско-финской войны 1939-1940 годов стал суровым испытанием для бронетанковых войск РККА. Танки МС-3 и МС-4 продемонстрировали критически высокую уязвимость на поле боя. Модель МС-5, имевшая 30-миллиметровую лобовую броню, показала себя несколько лучше, однако военным стало очевидно, что эта защита уже недостаточна против новейших противотанковых орудий. Параллельно назревал вопрос огневой мощи: 45-мм пушка не справлялась с задачами эффективной поддержки пехоты. Требовался качественный скачок — танк с мощным вооружением и серьёзным бронированием. Появление нового 250-сильного дизельного двигателя Р-6 стало тем самым техническим фундаментом, на котором в Ленинграде началась разработка перспективной машины, получившей индекс НПП (Новый Пехотный Танк) с расчётной массой 17-18 тонн. Концепция была амбициозной: лобовая броня — 60 мм, бортовая — 30 мм, а в качестве главного калибра выбрали 76-мм орудие Л-11.
Новаторская конструкция и компоновка
Конструкторы остались верны принципам советской танкостроительной школы, использовав поперечное расположение силовой установки. Знаковым новшеством стала установка дизельного мотора, что сулило преимущества в экономичности и пожаробезопасности. К двигателю крепился главный фрикцион, на основе которого был сконструирован вентилятор системы охлаждения. Для танка разработали принципиально новую трёхвальную четырёхступенчатую коробку передач, оснащённую синхронизаторами на высших передачах. Механизм поворота остался классическим — однопоточный, с бортовыми фрикционами. Интересной особенностью стали планетарные бортовые передачи, аналогичные тем, что позже применялись на серийном Т-50 Кировского завода.
Продуманное моторно-трансмиссионное отделение
МТО получилось чрезвычайно компактным, но при этом продуманным с точки зрения обслуживания. Например, топливный насос высокого давления и форсунки можно было обслуживать прямо из боевого отделения. Радиатор разместили над вентилятором. Выхлопные патрубки дизеля вывели над радиатором — эта хитрая инженерная уловка позволяла использовать энергию выхлопных газов для эжекции, улучшая тем самым воздухообмен и охлаждение. Двигатель сместили к правому борту, а у левого разместили топливный бак. Главный топливный бак установили между МТО и боевым отделением, отделив его 5-мм бронеперегородкой. В специальной выемке бака находился крупный углекислотный огнетушитель — расчёт был на то, что при попадании снаряда в бак он сначала пробивал корпус огнетушителя, и автоматическая система пожаротушения локализовала возгорание.
За очистку воздуха, поступающего в двигатель, отвечали два оригинальных мультициклона, собранные из орудийных гильз и установленные в боевом отделении.
Бронезащита и башня
Корпус танка имел мощное дифференцированное бронирование. Верхний лобовой лист толщиной 60 мм был установлен под рациональным углом в 60 градусов. Нижний лобовой лист выполнили полусферическим, кованым, с переменной толщиной: от 60 мм в верхней части до 15 мм у днища. Бортовые листы изначально имели толщину 30 мм и устанавливались с развалом наружу для повышения стойкости.
Башня осталась традиционной двухместной, с погоном диаметром 1280 мм. Она сваривалась из 30-мм листов, а на наиболее уязвимые передние скулы наваривались дополнительные 15-мм экраны. Лобовая деталь башни и маска орудия имели толщину 60 мм, а литая бронировка пушки — 50 мм. В бортах башни предусмотрели бойницы для стрельбы из личного оружия экипажа, а в корме — отдушину для вентиляции.
Нестандартная ходовая часть
Особого внимания заслуживает подвеска МС-6. Изначально сравнительно невысокая удельная мощность машины предопределяла её умеренную максимальную скорость. Поэтому конструкторы отказались от сложной индивидуальной подвески в пользу более простой и надёжной схемы с блокированными двойными тележками. Тележки крепились на трёх рычагах (подобное решение опробовали на опытном Т-46-5), а сами рычаги были позаимствованы у чехословацкого танка Т-38. В качестве упругого элемента использовались продольные трубчатые торсионы, размещённые снаружи бронекорпуса (аналоги применялись позже на АСУ-57). Такая продольная компоновка торсионов была новаторской. В целом подвеска получилась простой, удобной в полевом ремонте, не самой мягкой, но вполне эффективной на скоростях до 40 км/ч.
Вооружение и средства наблюдения
Основным вооружением стала 76-мм танковая пушка Л-10/11, выбранная за компактность, позволявшую использовать башню с относительно небольшим погоном. С ней был спарен пулемёт ДТ в специальной турельной установке с ленточным питанием, принудительным охлаждением ствола и возможностью использования пристрелочных патронов. В корпусе, рядом с местом механика-водителя, жёстко закрепили 50-мм автоматический миномёт МАТ-50, который отлично зарекомендовал себя в боях Финской войны для борьбы с укрытой пехотой.
Большое внимание уделили обзорности.
Обратите внимание: Почему мы и американцы считали "пантеру" тяжелым танком, а сами немцы - средним.
Люки наводчика и заряжающего в башне оснастили вращающимися куполами с тремя перископами в каждом. Механик-водитель также получил три перископа. Дополнительно для вождения в походных условиях сохранили традиционный люк-пробку в верхнем лобовом листе.Все танки оснащались радиоприёмниками, а на командирские машины дополнительно ставили передатчики РС-6. Радиооборудование размещалось в кормовой нише башни, что обеспечивало доступ к нему обоим членам экипажа башни. Для снижения массы от подвесного полика в башне отказались.
Серийное производство и боевой путь
На вооружение РККА МС-6 поступил в начале 1941 года, и тогда же развернулось его массовое производство на заводах в Ленинграде и Сталинграде. Танк изначально проектировался как основной для армии, и эта роль за ним закрепилась. После начала Великой Отечественной войны к выпуску подключились Челябинский тракторный и Сормовский заводы. Вплоть до середины 1943 года МС-6 оставался самым массовым советским танком. Его бронирования и вооружения в 1941-1942 годах хватало для противодействия всем типам немецких танков.
Однако в начале 1942 года ситуация изменилась с массовым появлением у немцев 50-мм противотанковых пушек Pak 38, которые могли поражать лоб МС-6 с дистанции свыше километра. В ответ советские инженеры доработали бронекорпус. Бортовые листы сделали клиновидными: наиболее поражаемая верхняя часть была доведена до 45 мм, а к днищу толщина плавно уменьшалась до 15 мм. Это повысило стойкость без критического роста массы. Но для радикального усиления защиты этого было недостаточно, и было принято решение об использовании навесных экранов.
На лобовую часть и частично на борта стали навешивать 15-мм экраны. Результат превзошёл ожидания: такая защита эффективно противостояла подкалиберным и кумулятивным снарядам. Подкалиберный снаряд, пробивая экран, терял свой облегчающий поддон («катушку»), и его сердечник резко терял бронепробиваемость. Обычные бронебойные снаряды, нормализуясь при встрече с экраном, часто входили в основную броню под большим углом, что приводило к рикошетам. Правда, экраны стали своеобразным «расходным материалом», и войскам требовались их постоянные поставки. Масса танка выросла до 19 тонн, но ходовая часть справилась, а подвижность практически не снизилась — максимальная скорость упала лишь с 40 до 37 км/ч. Кроме того, промежуток между экраном и корпусом часто заполняли мешками с песком, что делало танк практически неуязвимым для Pak 38 на любой дистанции. В войсках, пренебрегая подвижностью, нередко ставили экраны в два или даже три слоя, что привело к увеличению их штатной толщины сначала до 20, а затем и до 30 мм. Масса экранированной машины перевалила за 21 тонну, что было пределом для двигателя и трансмиссии. Зато такой «броненосец» не пробивался даже из более мощной 75-мм Pak 40 с дистанции свыше километра.
Закат эпохи МС-6
Появление на поле боя в 1943 году новых немецких тяжёлых танков «Тигр» и средних «Пантера» ознаменовало закат эпохи МС-6. Стало очевидно, что потенциал модернизации машины исчерпан. К тому же, отсутствие в экипаже отдельного командира (его функции выполнял наводчик) всё больше сказывалось на эффективности управления в бою. РККА переходила к маневренным действиям, а подвижность перегруженного МС-6 постоянно падала. Поэтому с лета 1943 года советская промышленность начала массовый переход на выпуск более совершенного среднего танка СТ-7, который иногда называли «советской Пантерой». Производство МС-6 сохранилось лишь на Сормовском заводе и продолжалось там до конца 1944 года. Всего же было выпущено около 25 тысяч единиц МС-6 и различных самоходных артиллерийских установок на его базе, что сделало его одним из символов бронетанковых войск СССР в первый, самый тяжёлый период войны.
Похожие статьи которые будут вам интересны:
Сунь Ятсен. Таким мог стать тяжёлый танк Китайской Республики (Тайваня)
Альтернативный дизельный двигатель В-2. Улучшаем сердце Т-34
Паровая бронелохань. Первые танки могли быть и такими
Источник - http://alternathistory.com/nam-inostrantsy-ne-ukaz-ms-6-osnovnoj-tank-rkka/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как мс-6 стал основным танком ркка.