Как мс-6 стал основным танком ркка

Итоги Зимней войны показали абсолютную непригодность танков МС-3 и 4 на поле боя, слишком уж уязвимость их была высокая. Немногим лучше обстояло дело с МС-5, с лобовой броней в 30мм. Но было ясно, что 30мм броня уже маловата против новейших противотанковых пушек, как и то, что 45мм пушка слабовата для решения задач поддержки пехоты. Назрело время больших пушек и толстой брони. А тут еще подоспел новый двигатель – 250-ти сильный дизель Р-6. Все это стало исходником для нового ленинградского танка НПП весом 17-18 тонн. Толщину лобовой брони решено было довести до 60мм, бортовой -30мм. В качестве главного калибра определили  76мм пушку Л-11.

Конструкция танка была выполнена в соответствии со сложившейся советской танковой школой, с поперечным расположением двигателя. Впервые на советский танк установили дизель-мотор. К двигателю пристыковали главный фрикцион, ставший основой для вентилятора охлаждения. Для танка была разработана новая трехвальная 4-х ступенчатая КПП с синхронизаторами на 2, 3 и 4-й передаче. Механизм поворота  — традиционный, однопоточный, с бортовыми фрикционами. Некоторой изюминкой стали планетарные бортовые передачи. (такие были в реальном Т-50 Кировского завода).

МТО получилось очень компактным, при этом обслуживать мотор и трансмиссию было удобно, например, ТНВД и форсунки можно было обслуживать изнутри БО. Радиатор установили над вентилятором. Выхлопные патрубки дизеля вывели над радиатором, при работе двигателя, выхлопные газы за счет эжекции улучшали воздухообмен и охлаждение. Двигатель был несколько смещен к правому борту, возле левого борта топливный бак. Главный бак поставили межу МТО и БО, отделенный 5мм бронеперегородкой. В выемке бака был большой углекислотный огнетушитель. Расчет такой: если в бак попадал снаряд, он пробивал корпус огнетушителя.

Очистку воздуха обеспечивали два мультициклона, собранные из орудийных гильз установленные в БО.

Бронекорпус с 60мм ВЛД под углом 60 град. НЛД – полукруглая, кованная, переменной толщины, от 60мм в верхней части, до 15мм в районе днища. Бортовые листы – изначально 30мм, установленные с развалом наружу.

Традиционно двухместная башня с погоном, диаметром 1280мм в свету, сварена из 30мм листов, на передние скулы башни наварены экраны толщиной 15мм. Лобовая деталь и маска пушки – толщиной 60мм. Бронировка пушки – литая, 50мм. В бортах башни – бойницы для стрельбы из личного оружия, в корме – отдушина для вентиляции.

Тоже необычным элементом стала подвеска танка. Сравнительно низкая энерговооруженность танка, изначально обуславливала его низкую скорость. Поэтому, решено было не заморачиваться с индивидуальной подвеской, а остановиться на блокированных двойных тележках. Тележки крепились на трех рычагах (подобная схема была использована на Т-46-5), по конструкции рычаги слизаны с чешского Т-38. В качестве упругого элемента были использованы продольные(!) трубчатые торсионы, размещенные снаружи бронекорпуса. Подобные трубчатые торсионы использовал Астров на АСУ-57. Продольно поставить торсионы придумал я сам, аналогов не знаю. Подвеска простая, удобная в ремонте, не очень мягкая, но вполне эффективная на скоростях до 40 км/ч.

Вооружение:

Была выбрана 76мм пушка Л-10/11, как наиболее компактная и позволяющая обойтись небольшим погоном башни. С пушкой был спарен пулемет ДТ в турельной установке с ленточным питанием, принудительным охлаждением ствола и пристрелочными патронами. В корпусе, рядом с мехводом был жестко закреплен автоматический 50мм миномет МАТ-50, хорошо зарекомендовавший себя в боях Финской войны.

Большое внимание уделили обзорности.

Обратите внимание: Почему мы и американцы считали "пантеру" тяжелым танком, а сами немцы - средним.

Башенные люки наводчика и заряжающего оснастили вращающимися куполами с тремя перископами. Мехводу также поставили три перископа. Кроме того, оставили люк-пробку для вождения на марше.

Все танки оснащали радиоприемниками, а командирские – передатчиками РС-6. Размещали радиооборудование в кормовой нише башни, доступ к нему имели оба члена экипажа.

Для снижения веса башня лишилась подвесного полика.

На вооружение танк поступил в начале 1941-го года, тогда же началось его массовое производство в Ленинграде и Сталинграде. Танк должен был стать основным танком РККА, что и случилось. С начала войны к производству МС-6 подключились ЧТЗ и Сормовский завод. До середины 1943-го года МС-6 был наиболее массовым советским танком. Брони и вооружения в 1941-42гг МС-6 хватало против всех немецких танков. В начале 1942г в немецкие ПТО массово пошли 50мм ПАК-38, пробивавшая лоб МС-6 с дистанции более километра. Для борьбы с усиленными противотанковыми пушками бронекорпус доработали. Бортовые листы сделали клиновидными: верхняя, самая поражаемая часть стала 45мм, а ближе к днищу борт истончался до 15мм. Таким образом, борт стал более устойчивым, без увеличения веса. Но для радикального решения этого было мало. Было решено использовать экраны. На переднюю часть и частично борта закрылли 15мм экраны. Результат получился весьма неплохим: экраны полностью защитили от подкалиберных и кумулятивных снарядов. Подкалиберам экран «счищал» катушки, оголяя сердечник, терявший из-за этого эффективность. А калиберные бронебои нормализуясь к экрану, входили в основную броню под углом, что часто приводило к рикошетам. Правда, пришлось наладить поставку запасных экранов, ставших расходниками. Вес танка увеличился до 19 тонн, ходовая выдержала, подвижность практически не упала, максималка снизилась 40 км/ч до 37 км/ч. Кроме этого, промежуток между экранами и корпусом заполняли мешками с песком. Такую защиту ПАК-38 не пробивал ни с какой дистанции. В войсках зачастую практиковали установку экранов в два, а то и три слоя, наплевав на подвижность и перегрузку ходовой. Это привело к увеличению толщины экранов, сначала до 20мм, а потом и до 30мм. Вес экранированного танка превысил 21 тонну, это был абсолютный предел для двигателя, трансмиссии и ходовой. Но такой танк не пробивался ПАК-40 с дистанции более километра.

После появления Пантер и Тигров, стало понятно, что время МС-6 прошло, да и командира в танке сильно не хватало. РККА перешла к маневренной войне, а подвижность МС-6 постоянно ухудшалась из-за перегруза. Поэтому, с лета 1943 года заводы стали переходить на массовый выпуск «советской Пантеры» — среднего танка СТ-7. Производство МС-6 осталось лишь на Сормовском заводе, да и то только до конца 1944 года. Тем не менее, было сделано 25 тысяч танков и САУ на его базе.

Похожие статьи которые будут вам интересны:

Сунь Ятсен. Таким мог стать тяжёлый танк Китайской Республики (Тайваня)

Альтернативный дизельный двигатель В-2. Улучшаем сердце Т-34

Паровая бронелохань. Первые танки могли быть и такими

Источник - http://alternathistory.com/nam-inostrantsy-ne-ukaz-ms-6-osnovnoj-tank-rkka/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как мс-6 стал основным танком ркка.