Необходимость в тяжелом танке, способном противостоять тяжелой артиллерии противника, и оснащенным мощным танковым орудием, назревала в СССР еще задолго до 1938 года, когда соответствующим постановлением Комитет Обороны дал команду на его разработку. Техническое задание выдали конструкторскому бюро Кировского завода, а также предприятию города Ленинград под номером 185. В техническом задании выдвигали жесткие требования к уровню бронирования боевой машины. Говорилось о том, что новый танк должен обладать устойчивостью перед 76-мм снарядами на расстоянии 1 км, а от поражения огня 47-мм противотанкового орудия – с любого расстояния.
Такие требования выдвигал в первую очередь Павлов – один из опытнейших советских танкистов. В 1937 году его назначили начальником Автобронетанкового управления Красной Армии. Павлов полагался на боевой опыт машин в Испании, где защита не всегда справлялась со своим основным назначением. Скорострельные орудия врага практически не оставляли шансов советским танкам. Конечно, с этим нужно было что-то делать. Так началась работа над созданием КВ-1, который как и Т-34 начал ковать победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Технические характеристики КВ-1
Павлов считал, что для решения проблемы, связанной с уязвимостью боевой машины перед орудиями, потребуется 60-мм броня. Такого же мнения был и его предшественник – Бокис, летом 1937 года давший поручение Харьковскому паровозостроительному заводу «нарастить» лобовую броню Т-34 до 75 мм. В 1938 году утвердили государственный проект на проектирование двух опытных тяжелых танков, один на заводе №185, второй на Кировском. С этого момента наметилась тенденция к сокращению количества башен. Технический проект предполагал создание танка с тремя башнями. Инженеры собрали боевую машину, соответствующую техническому заданию, а также экземпляр с двумя башнями.
В декабре 1938 года Комитетом Обороны были утверждены две боевые машины – СМК и Т-100. Также был «дипломный» танк под названием У0. За его основу взяли проект СМК, но внесли несколько серьезных изменений. Во-первых, в нем убрали одну из башен, что положительно сказалось на общей массе боевой машины. То есть У0 был намного легче, компактней и маневренней. Технический проект предполагал наличие двух орудий на 76.2 и 45 мм, которые разместили на одной башне. Подобная мера обусловлена желанием создать универсальный танк, способный противостоять как пехоте противника, так и бронетехнике. Опытный У0 отличался от СМК не только тем, что у него была одна башня, меньшие габариты и вес. Машину оснастили планетарной коробкой передач с особой конструкцией, вместо карбюраторного двигателя установил дизельную силовую установку. Но отказ от второй башни позволял инженерам добавить бронирования и оптимизировать схему машины.
Досконально неизвестно, обсуждали и рассматривали ли проект У0 в декабре 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР, но уже два года спустя на государственном уровне было дано одобрение на строительство «танка прорыва» с одной башней, который отвечал тактико-техническим требованиям. Уже будущей боевой машине присвоили название в честь Клима Ворошилова – КВ. Несмотря на то, что в диплом проекте значился дизельный мотор, КВ разрабатывали под карбюраторный двигатель. Такой ДВС обеспечивал дополнительную прибавку в мощности. Но в 1939 году дизель окончательно утвердили – трансмиссия не позволяла снять больше лошадей с силовой установки, плюс дизельное топливо позволяло без ущерба запасу хода уменьшить размеры топливных баков. В конце августа 1939 года первый экземпляр КВ прибыл на танковый полигон для дальнейших испытаний.
Это была машина со следующими отличительными характеристиками:
- боевая масса – 47 т;
- экипаж – 5 человек;
- оружие: 4 пулемета калибра 7.62 мм, орудие калибра 76.2 мм;
- мощность двигателя – 600 лошадиных сил;
- максимальная скорость передвижения – 34 км/ч.
В первую очередь инженеры сетовали на отсутствие крупнокалиберного пулемета, который был на СМК. Но поскольку башню убрали, а одна единственная и так была перегружена, ставить такой пулемет было просто некуда. Второй этап испытаний начался в октябре 1939 года. Вместе с КВ испытывали и СМК, на который в большей мере и были возложены надежды.
Первый бой
Когда началась Советско-Финская война, советская армия имела возможность испытать в реальных боевых условиях свои тяжелые танки. Так был отправлен на фронт и КВ – состоялось это 18 декабря. Тяжелый танк успешно проявил себя, и буквально на следующий день поступило распоряжение принять КВ на вооружение. Многие историки сходятся во мнении, что это решение было грубой ошибкой.
Действительно, Комитет Обороны утвердил серийное производство боевой машины, которая даже в полной мере не прошла весь заводской цикл испытаний. За основу для принятия решения взяли всего один успех на поле боя – решение больше эмоциональное, не продуманное. Также конструкторам отдали поручение собрать еще один КВ, но уже с 152-мм танковым орудием.
Готовые экземпляры появились уже к тому моменту, когда исход советско-финской войны фактически был предрешен. Но их польза неоспорима – использовались для прорыва линий обороны. Так в 1941 году боевую машину с гаубицей на 152 мм назвали КВ-2, когда машина с 76-мм пушкой именовалась КВ-1.
В чем заключалась мощь КВ-1
История танка КВ оказалась непростой, к тому же непродолжительной. Машину соорудили примерно за 1 год, а серийный выпуск продолжался всего 3.5 года. После появления «Тигров» и «Пантер» появилась потребность в более совершенных тяжелых танках. Однако судьба КВ-1 могла быть совершенно другой, если бы не целый ряд не столько технических, сколько организационных ошибок.
Тем не менее, у КВ-1 было несколько определяющих преимуществ, которые выгодно выделяли его на поле боя. Например, благодаря толстому бронированию машина могла свободно маневрировать, избегая поражающая огня противотанковых пушек противника, кормовой пулемет фактически освобождал от необходимости пехотного сопровождения. Во время Великой Отечественной войны КВ-1 считался одним из самых защищенных танков на поле сражений. Его не могли «взять» большинство противотанковых орудий противника. Это наделяло «Клима Ворошилова» превосходством против бронированной техники и артиллерийскими батареями.
Конструкция КВ-1 считалась на начало 40-х годов прошлого века передовой. Сравнить конструкцию можно было разве что с легендарным Т-34. Конструкторы сумели объединить в одном танке все передовые на тот момент решения: наклонное бронирование, дизельный двигатель, длинноствольная пушка. В дальнейшем на основе КВ-1 создавались различные модификации, получавшие современные на тот момент решения, улучшенные характеристики, что являлось вынужденной мерой. Десятилетиями после окончания войны о КВ-1 никто не вспоминал. Пожалуй, основная причина этого заключается в том, что в кинематографе использовались преимущественно Т-34, так как технически исправные КВ-1 после 1945 года были большой редкостью. Тем не менее, КВ-1 оставил серьезный исторический след, наводя на противника устрашающее впечатление.
Первый опытный образец танка КВ (машина У-0) перед отправкой в Москву, сентябрь 1939 года.
Первый опытный образец танка КВ (машина У-0) перед отправкой в Москву, сентябрь 1939 года.
КВ-1 с литой башней и корпусом изготовления завода №200, весна 1942 года.
Танки КВ выходят на боевую операцию, Ленинградский фронт, декабрь 1941 года. Задняя машина имеет дополнительное бронирование на бортах и башне.
Танк КВ-1, Калининский фронт, январь 1942 год.
КВ-1 выдвигается на рубеж атаки, 43-я армия, 109-я ТД, Ленинградский фронт, конец августа 1941 года.
КВ-1 с литой башней производства УЗТМ на улицах Москвы, январь 1942 год.
КВ-1, зима 1942 год.
Десант спешивается с КВ-1, Северный Кавказ, район Прохладного, 1942 год.
С вами был АКПП ВИКИ
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.
Пишите своё мнение в комментариях
Мой сайт по инвестициям и заработку в Telegram: https://t.me/INVESTMAN_1
Источник: https://akppwiki.ru/tank-kv-1-v-chyom-zaklyuchalas-ego-ustrashayushhaya-moshh.html
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танк кв-1: в чём заключалась его устрашающая мощь.