Друзья, предлагаю сегодня на мгновенье отвлечься от ковровских мотоциклов. Во время своей поездки в Ковров я посетил в городе еще одно очень интересное место.
Совсем недавно в один из городских парков превратили в Парк Патриот. Уверен. что вы слышали об этом федеральном проекте, в рамках которого подобные тематические парки появляются в самых разных городах России.
Про большую часть экспонатов я рассказываю на другом своём сайте, но про этот интересный бронетранспортер я решил рассказать тут.
В 1954 году на базе легкого плавающего танка ПТ-76 началось производство бронетранспортера БТР-50П, рассчитанного на перевозку до 20 десантников.
Всего до 1970 года было изготовлено около 6500 экземпляров, поэтому встретить их в наше время является большой удачей.
Но в Парке Патриот в Коврове стоит еще более редкая версия, получившая обозначение БТР-50ПУМ.
БТР-50ПУМ представляет собой модернизированный вариант командно-штабной машины БТР-50ПУ.
Она предназначалась для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях.
Главным отличием от БТР-50П является внутренняя планировка.
Обратите внимание: Рассказываю о главной особенности Е-100, о которой не все знают и за которую я полюбил этот танк.
В правой части верхнего лобового листа КШМ находится ниша штурмана с тремя призменными приборами наблюдения ТНП-Б.Еще одним визуальным отличием является отсутствие наблюдательных окошек в бортовых листах корпуса.
Задняя часть крыши штабного отделения делалась сплошной, без откидного листа, чтобы там можно было закрепить мачты антенны по-походному во время марша.
На крыше штабного отделения находилась небольшая вращающаяся башенка для кругового обзора с прибором ТПКУ-2Б.
За башенкой находятся два посадочных люка с распашными крышками, вместо одного большого на БТР-50П.
Для работы с документами в штабном отделении есть стол, а иллюминатор в крыше, закрывающийся бронекрышкой, позволял работать внутри в дневное время без искусственного освещения.
В штабном отделении также находился комплекс связи, включавший комплекс радиостанций Р-112, Р-113 и Р-105, двухканальную радиорелейную станцию Р-403БМ, радиоприёмник Р-311, а также полевой коммутатор П-193А.
А теперь посмотрите на фотографию ниже. Видите все эти крючки и держатели?
Тут располагались ящики с запасными частями и прочим необходимым оборудованием.
К сожалению, на выставленном в Парке Патриот экземпляре их нет, но вы можете увидеть их вот на этом снимке.
Машина штатно комплектуется тремя четырёхметровыми, одной 11-метровой и одной 10-метровой антеннами.
Кроме этого было навигационного оборудование — датчик курса, датчик пути и курсопрокладчик.
Чтобы для всех систем хватало энергии БТР-50ПУ оснащался четырьмя аккумуляторными батареями, пятью запасными аккумуляторными батареями и переносным бензиновым генератором.
Ну и не забываем про фильтровентиляционную установку, термодымовую аппаратуру, автоматическую систему ППО и отдельный отопитель штабного отделения.
В итоге, если БТР-50П вмещал 20 десантников плюс два члена экипажа, то БТР-50ПУ был рассчитан на 9-10 человек.
Впоследствии БТР-50ПУ неоднократно модернизировался. Так появился БТР-50ПУМ, который вы видите на фотографиях.
В первую очередь он отличался усиленным бронированием и более современным радиооборудованием.
В 1972 году на вооружение приняли вариант БТР-50ПУМ1.
Существовала также еще одна командно-штабная версия БТР-50ПН с немного другим составом спецоборудования.
Неизвестно сколько точно было сделано БТР-50ПУ и его модернизированных версий.
Но Википедия приводит следующие данные: по состоянию на 1991 году в СССР на вооружении стояло 5 БТР-50ПУМ и 1 БТР-50ПУ, в Финляндии — 8 БТР-50ПУ и еще один БТР-50ПУ в 1972 году был поставлен в Никорагуа.
Кроме этого, какое-то количество бронетранспортеров остаётся на вооружении России.
Увидеть вживую БТР-50ПУ и его версии не так-то и просто. В России сохранившиеся экземпляры есть в Военно-историческом музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге (я там, кстати, побывал две недели назад), в бронетанковом музей в Кубинке и в Парке Патриот в Коврове.
Известно также, что по одному экземпляру есть в музеях Венгрии и Израиля.
Снятые с вооружения БТР-50ПК стали основой для создания разных образцов специальных машин, например, установки разминирования УР-67, про которую я вам уже подробно рассказывал в рамках своего визита в Музей Победы в Нижнем Новгороде.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Встретил очень редкий штабной бронетранспортер БТР-50 ПУМ. Рассказываю подробно.