Оживляем блоки индикации из кабины «Боинга»

  • Автор: MaFrance351

  • Больше интересных фотографий и комментариев в оригинальном материале

Приветствую всех!

Не так давно я показывал, как запустить электронный тахометр из кабины авиалайнера Боинг 737-300. И конечно мне захотелось продолжить эту тему и подключить еще что-нибудь из летных приборов.

Итак, в сегодняшней статье мы запустим два электронных блока индикации из кабины самолета одной модели. Давайте посмотрим, что у них внутри, и узнаем, насколько сложной может быть коробочка с тремя кнопками. Как обычно, будет очень интересно.

❯ Суть такова


Если я говорил об указателе, то здесь речь пойдет о простых индикаторах. С одной стороны, с ними дела обстоят проще, поскольку зачастую достаточно позвонить, куда идут провода, и подключить лампочки подсветки, но с другими ситуация совсем иная — приходится крутить авиационные интерфейсы и придумывать, как управлять их. Что ж, пора разобраться, что мы собираемся запустить.

❯ Обзор оборудования


Первым на нашей очереди будет индикатор предупреждения режима «Тяга).

Это легкая металлическая коробочка с разъемом. На наклейках куча разных цифр, которые предупреждают о чувствительности к статическому электричеству. Виден и производитель этого модуля — Smiths Aerospace. Эта же компания произвела тахометр из предыдущего поста.

Спереди имеется дисплей. Он очень старый и довольно ветхий. Нечто подобное может произойти и с современным экраном, если в питании сегментов есть постоянная составляющая: электролиз очень быстро убивает тонкие электроды экрана.

Задняя сторона. Здесь имеется разъем для подключения, а также табличка с номером.

Далее идет еще один блок – индикатор состояния трех важных компонентов: бортового компьютера, автопилота и автомата тяги. Коробка уже меньше и тяжелее. А вот по поперечным размерам он абсолютно одинаковый.

Здесь же видно крепление. Блок вставляется в специальный держатель с монтажными проушинами, который в свою очередь прикручивается к панели.

На передней панели расположены три кнопки-индикаторы и переключатель тестирования. Он имеет три положения и не фиксируется.

Сзади есть два разъема. Для такой, казалось бы, простой вещи существует удивительное количество контактов.

Знак.

А здесь можно увидеть расположение этих приборов в кабине.

❯ Чёрная коробочка


Пришло время узнать, почему у такого, казалось бы, простого блока так много контактов.

Давайте разберемся. Открутив беспрецедентное количество винтов, снимите крышку. Внутри мы находим три кнопки-индикаторы, две платы и плотно упакованные жгуты проводов. Все провода имеют разные цвета, это значительно упрощает их проводку.
Плата содержит неизвестные микросборки и несколько дискретных элементов.

Мы взимаем с вас плату. Под ним еще один с кучей диодов.

Задняя часть верхней пластины.

❯ Кнопки-индикаторы


Кнопки-индикаторы заслуживают отдельного внимания.

Крепятся они к корпусу следующим образом: каждая кнопка вставляется в свой корпус, плотно расположенный в пазу корпуса. Чтобы корпус не скользил, кнопки имеют фиксаторы в виде рычага, который необходимо поворачивать.

Сама кнопка имеет два светофильтра – красный и оранжевый. Следовательно, он также может светиться двумя цветами, для чего у него есть четыре лампочки, по две на каждый цвет. Кнопка очень легко разбирается: нужно подцепить ее с боков отверткой (так как она имеет специально предназначенные пазы) и снять подвижную часть.

После этого вы получаете доступ к лампочкам. Чтобы ключ не потерялся, его со стационарной частью соединяет пластиковый стержень.

Внутренняя часть кнопки. Увидеть подпружиненные контакты лампочек и отверстие, куда входит стержень, можно, нажав на микровыключатель.

Лампочка отдельная.

Обратите внимание: Оживляем тахометр из кабины «Боинга».

Все индикации питаются от двадцати восьми вольт.

Кнопки слегка наклонены по отношению к корпусу. Это не кулисные переключатели, они сделаны так для удобства нажатия.

❯ Подключаем кнопки


Пришло время разобраться, куда идут провода и зачем нужна эта плата. Как оказалось, плата диодов служит для подключения лампочек; О верхнем мы поговорим чуть позже. Итак распиновка контактов получилась следующая.
Итак, свяжитесь с J2:

  1. Масса

  2. Не подключен

  3. Контакт «1» на верхней плате

  4. Не подключен

  5. Контакт «2» на верхней плате

  6. Плюс красный свет автопилота

  7. Плюс оранжевый свет автопилота

  8. Контакт «3» на верхней плате

  9. Контакт «4» на верхней плате

  10. Контакт «5» на верхней плате

  11. Контакт «6» на верхней плате

  12. Контакт «7» на верхней плате

  13. Контакт «8» на верхней плате

  14. Контакт «9» на верхней плате

  15. Контакт «10» на верхней плате


Разъем J1 оказался интереснее:

  1. Не подключен

  2. Не подключен

  3. Неизвестный

  4. Кнопка автопилота

  5. Оранжевый фонарь автопилота

  6. Оранжевый фонарь автопилота

  7. Красный свет автопилота Земли

  8. Красный свет автопилота Земли

  9. Заземленная оранжевая лампа автомата тяги

  10. Красный автоматический фонарь с подсветкой

  11. Кнопка автопилота

  12. Автоматический слайдер

  13. Автоматический слайдер

  14. Плюс оранжевый автоматический буксировочный фонарь

  15. Плюс красный автоматический буксировочный фонарь


Как видите, индикация у автопилота, как и у важнейших из этих систем, дублируется: лампочки не включены параллельно, а выведены в отдельные розетки. Остальные кнопки такого подключения не имеют.

Итак, попробуем подать мощность. Ну, оно живет! Загадочная для обычного человека надпись «P/RST» также является авиационным термином, означающим «Нажмите для сброса». Это означает, что кнопка-индикатор загорается при наличии какого-либо предупреждения, и для его сброса необходимо нажать на эту кнопку.

❯ А что же с верхней платой?


Нетрудно догадаться, что верхняя плата каким-то образом подключена к кнопкам TEST и FMC. Вот и пришло время позвонить, куда от них идут провода.

На плате шестнадцать контактов, они следующие:

  1. 3-контактный J2

  2. 5-контактный J2

  3. 8-контактный J2

  4. 9-контактный J2

  5. 10-контактный J2

  6. 11-контактный J2

  7. 12-контактный J2

  8. 13-контактный J2

  9. 14-контактный J2

  10. 15-контактный J2

  11. ТЕСТ-2

  12. ТЕСТ-1

  13. ТЕСТ в целом

  14. Оранжевая лампа FMC

  15. ФМК Генерал

  16. Кнопка ФМС

Все становится еще интереснее, когда оказывается, что часть проводов подключена напрямую к розетке:

  • ТЕСТ-2 подключен к контакту 10 (контакт 15 на J2)

  • ТЕСТ-1 подключен к контакту 6 (контакт 11 на J2)

  • Кнопка FMC подключена к контакту 10 (контакт 5 J2)


С этими разъемами все гораздо сложнее: микросборки нигде не загуглишь, а пытаться запустить их хаотично рискованно. Так что пока последние два переключателя остаются неподключенными…

❯ Автомат тяги


Теперь очередь дисплея.

Разбирается очень легко – достаточно открутить четыре винта по периметру разъема. После этого крышку можно легко снять.

Внутри нас ждет одинокая доска. В нем находится МК неизвестной модели (Google понятия не имеет, что это за микросхема, явно что-то заказное), несколько микросхем драйвера ЖК-дисплея (CD4054BE), триггер Шмитта (74C914N), пара ОУ.

Задняя часть дисплейного модуля. Освещение обеспечивают те же лампы накаливания. Во всех блоках Боинга подсветка питается от пяти вольт. Обычно оно рассылается первому и второму контакту контакта.

Выставочный стенд. За годы работы оно значительно ухудшилось; некоторые надписи видны даже в выключенном состоянии. Как и во многих авиониках, дисплей здесь инвертирован и работает в режиме передачи.

❯ Запуск

Мы подаем еду. На дисплее загораются и гаснут три строчки, больше ничего интересного не происходит. Потом мне удалось найти контакт, отвечающий за тестовый режим. Перетаскивание его к земле включает все сегменты экрана.

Еще один контакт позволяет зажечь надпись «A/T LIM».

❯ Epic fail


Увы, ничего, кроме «A/T LIM», отобразить не получится: эта штука вся цифровая и управляется через интерфейс ARINC-429. Он во многом похож на CAN, но использует три уровня напряжения вместо двух.

Я уже подумывал начать собирать схему трансивера для этого интерфейса, но тут случился производственный момент - не так давно я достал этот блок из закромов и обнаружил, что индикатор по какой-то неизвестной мне причине треснул(Хотя вроде бы я смонтировал аппарат правильно, ничего особо не затягивая и не перепутав, и даже после монтажа он долго сидел там, и с ним ничего не происходило). Теперь не возможно запустить не только деградированный, но и битый ЖК. Так что единственный вариант - выкинуть разбитый экран и поставить туда свой индикатор, и с той схемой управления.
Распиновка блока с оригинальной платой оказалась такой:

  1. Фоновое освещение

  2. Фоновое освещение

  3. Ничего

  4. Ничего

  5. Масса

  6. Питание

  7. Земля

  8. Тестирование

  9. КЛЕЙ АКПП

  10. Ничего

  11. АРИНК

  12. АРИНК

❯ Исправляем ошибки с тахометром


Когда я говорил о тахометре, я упомянул, что не могу включить сигнальную лампу. Но товарищ Atxmega предположил, что, наверное, оно работало как надо, просто нужно было не только подать питание, но и создать условия для воспламенения. Что ж, пришло время это проверить. Подаем на него питание и включаем самотестирование.

Работает!

❯ Вот как-то так


Как и в предыдущем случае, совершенно простые на первый взгляд устройства оказались внутри чрезвычайно интересными не только по самому принципу работы, но и по количеству использованных в них технических решений. Вот что мне нравится в таких устройствах — всегда есть на что посмотреть.
Такие вот дела.

[мин]ЭлектроникаТехнологииBoeingГаджетыЭлектрикаИнформацияХронологияДлинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Оживляем блоки индикации из кабины «Боинга».