-
Автор: MaFrance351
-
Больше интересных фотографий и комментариев в оригинальном материале
Приветствую всех!
Не так давно я показывал, как запустить электронный тахометр из кабины авиалайнера Боинг 737-300. И конечно мне захотелось продолжить эту тему и подключить еще что-нибудь из летных приборов.
Итак, в сегодняшней статье мы запустим два электронных блока индикации из кабины самолета одной модели. Давайте посмотрим, что у них внутри, и узнаем, насколько сложной может быть коробочка с тремя кнопками. Как обычно, будет очень интересно.
❯ Суть такова
Если я говорил об указателе, то здесь речь пойдет о простых индикаторах. С одной стороны, с ними дела обстоят проще, поскольку зачастую достаточно позвонить, куда идут провода, и подключить лампочки подсветки, но с другими ситуация совсем иная — приходится крутить авиационные интерфейсы и придумывать, как управлять их. Что ж, пора разобраться, что мы собираемся запустить.
❯ Обзор оборудования
Первым на нашей очереди будет индикатор предупреждения режима «Тяга).
Это легкая металлическая коробочка с разъемом. На наклейках куча разных цифр, которые предупреждают о чувствительности к статическому электричеству. Виден и производитель этого модуля — Smiths Aerospace. Эта же компания произвела тахометр из предыдущего поста.
Спереди имеется дисплей. Он очень старый и довольно ветхий. Нечто подобное может произойти и с современным экраном, если в питании сегментов есть постоянная составляющая: электролиз очень быстро убивает тонкие электроды экрана.
Задняя сторона. Здесь имеется разъем для подключения, а также табличка с номером.
Далее идет еще один блок – индикатор состояния трех важных компонентов: бортового компьютера, автопилота и автомата тяги. Коробка уже меньше и тяжелее. А вот по поперечным размерам он абсолютно одинаковый.
Здесь же видно крепление. Блок вставляется в специальный держатель с монтажными проушинами, который в свою очередь прикручивается к панели.
На передней панели расположены три кнопки-индикаторы и переключатель тестирования. Он имеет три положения и не фиксируется.
Сзади есть два разъема. Для такой, казалось бы, простой вещи существует удивительное количество контактов.
Знак.
А здесь можно увидеть расположение этих приборов в кабине.
❯ Чёрная коробочка
Пришло время узнать, почему у такого, казалось бы, простого блока так много контактов.
Давайте разберемся. Открутив беспрецедентное количество винтов, снимите крышку. Внутри мы находим три кнопки-индикаторы, две платы и плотно упакованные жгуты проводов. Все провода имеют разные цвета, это значительно упрощает их проводку.
Плата содержит неизвестные микросборки и несколько дискретных элементов.
Мы взимаем с вас плату. Под ним еще один с кучей диодов.
Задняя часть верхней пластины.
❯ Кнопки-индикаторы
Кнопки-индикаторы заслуживают отдельного внимания.
Крепятся они к корпусу следующим образом: каждая кнопка вставляется в свой корпус, плотно расположенный в пазу корпуса. Чтобы корпус не скользил, кнопки имеют фиксаторы в виде рычага, который необходимо поворачивать.
Сама кнопка имеет два светофильтра – красный и оранжевый. Следовательно, он также может светиться двумя цветами, для чего у него есть четыре лампочки, по две на каждый цвет. Кнопка очень легко разбирается: нужно подцепить ее с боков отверткой (так как она имеет специально предназначенные пазы) и снять подвижную часть.
После этого вы получаете доступ к лампочкам. Чтобы ключ не потерялся, его со стационарной частью соединяет пластиковый стержень.
Внутренняя часть кнопки. Увидеть подпружиненные контакты лампочек и отверстие, куда входит стержень, можно, нажав на микровыключатель.
Лампочка отдельная.
Обратите внимание: Оживляем тахометр из кабины «Боинга».
Все индикации питаются от двадцати восьми вольт.Кнопки слегка наклонены по отношению к корпусу. Это не кулисные переключатели, они сделаны так для удобства нажатия.
❯ Подключаем кнопки
Пришло время разобраться, куда идут провода и зачем нужна эта плата. Как оказалось, плата диодов служит для подключения лампочек; О верхнем мы поговорим чуть позже. Итак распиновка контактов получилась следующая.
Итак, свяжитесь с J2:
-
Масса
-
Не подключен
-
Контакт «1» на верхней плате
-
Не подключен
-
Контакт «2» на верхней плате
-
Плюс красный свет автопилота
-
Плюс оранжевый свет автопилота
-
Контакт «3» на верхней плате
-
Контакт «4» на верхней плате
-
Контакт «5» на верхней плате
-
Контакт «6» на верхней плате
-
Контакт «7» на верхней плате
-
Контакт «8» на верхней плате
-
Контакт «9» на верхней плате
-
Контакт «10» на верхней плате
Разъем J1 оказался интереснее:
-
Не подключен
-
Не подключен
-
Неизвестный
-
Кнопка автопилота
-
Оранжевый фонарь автопилота
-
Оранжевый фонарь автопилота
-
Красный свет автопилота Земли
-
Красный свет автопилота Земли
-
Заземленная оранжевая лампа автомата тяги
-
Красный автоматический фонарь с подсветкой
-
Кнопка автопилота
-
Автоматический слайдер
-
Автоматический слайдер
-
Плюс оранжевый автоматический буксировочный фонарь
-
Плюс красный автоматический буксировочный фонарь
Как видите, индикация у автопилота, как и у важнейших из этих систем, дублируется: лампочки не включены параллельно, а выведены в отдельные розетки. Остальные кнопки такого подключения не имеют.
Итак, попробуем подать мощность. Ну, оно живет! Загадочная для обычного человека надпись «P/RST» также является авиационным термином, означающим «Нажмите для сброса». Это означает, что кнопка-индикатор загорается при наличии какого-либо предупреждения, и для его сброса необходимо нажать на эту кнопку.
❯ А что же с верхней платой?
Нетрудно догадаться, что верхняя плата каким-то образом подключена к кнопкам TEST и FMC. Вот и пришло время позвонить, куда от них идут провода.
На плате шестнадцать контактов, они следующие:
-
3-контактный J2
-
5-контактный J2
-
8-контактный J2
-
9-контактный J2
-
10-контактный J2
-
11-контактный J2
-
12-контактный J2
-
13-контактный J2
-
14-контактный J2
-
15-контактный J2
-
ТЕСТ-2
-
ТЕСТ-1
-
ТЕСТ в целом
-
Оранжевая лампа FMC
-
ФМК Генерал
-
Кнопка ФМС
Все становится еще интереснее, когда оказывается, что часть проводов подключена напрямую к розетке:
-
ТЕСТ-2 подключен к контакту 10 (контакт 15 на J2)
-
ТЕСТ-1 подключен к контакту 6 (контакт 11 на J2)
-
Кнопка FMC подключена к контакту 10 (контакт 5 J2)
С этими разъемами все гораздо сложнее: микросборки нигде не загуглишь, а пытаться запустить их хаотично рискованно. Так что пока последние два переключателя остаются неподключенными…
❯ Автомат тяги
Теперь очередь дисплея.
Разбирается очень легко – достаточно открутить четыре винта по периметру разъема. После этого крышку можно легко снять.
Внутри нас ждет одинокая доска. В нем находится МК неизвестной модели (Google понятия не имеет, что это за микросхема, явно что-то заказное), несколько микросхем драйвера ЖК-дисплея (CD4054BE), триггер Шмитта (74C914N), пара ОУ.
Задняя часть дисплейного модуля. Освещение обеспечивают те же лампы накаливания. Во всех блоках Боинга подсветка питается от пяти вольт. Обычно оно рассылается первому и второму контакту контакта.
Выставочный стенд. За годы работы оно значительно ухудшилось; некоторые надписи видны даже в выключенном состоянии. Как и во многих авиониках, дисплей здесь инвертирован и работает в режиме передачи.
❯ Запуск
Мы подаем еду. На дисплее загораются и гаснут три строчки, больше ничего интересного не происходит. Потом мне удалось найти контакт, отвечающий за тестовый режим. Перетаскивание его к земле включает все сегменты экрана.
Еще один контакт позволяет зажечь надпись «A/T LIM».
❯ Epic fail
Увы, ничего, кроме «A/T LIM», отобразить не получится: эта штука вся цифровая и управляется через интерфейс ARINC-429. Он во многом похож на CAN, но использует три уровня напряжения вместо двух.
Я уже подумывал начать собирать схему трансивера для этого интерфейса, но тут случился производственный момент - не так давно я достал этот блок из закромов и обнаружил, что индикатор по какой-то неизвестной мне причине треснул(Хотя вроде бы я смонтировал аппарат правильно, ничего особо не затягивая и не перепутав, и даже после монтажа он долго сидел там, и с ним ничего не происходило). Теперь не возможно запустить не только деградированный, но и битый ЖК. Так что единственный вариант - выкинуть разбитый экран и поставить туда свой индикатор, и с той схемой управления.
Распиновка блока с оригинальной платой оказалась такой:
-
Фоновое освещение
-
Фоновое освещение
-
Ничего
-
Ничего
-
Масса
-
Питание
-
Земля
-
Тестирование
-
КЛЕЙ АКПП
-
Ничего
-
АРИНК
-
АРИНК
❯ Исправляем ошибки с тахометром
Когда я говорил о тахометре, я упомянул, что не могу включить сигнальную лампу. Но товарищ Atxmega предположил, что, наверное, оно работало как надо, просто нужно было не только подать питание, но и создать условия для воспламенения. Что ж, пришло время это проверить. Подаем на него питание и включаем самотестирование.
Работает!
❯ Вот как-то так
Как и в предыдущем случае, совершенно простые на первый взгляд устройства оказались внутри чрезвычайно интересными не только по самому принципу работы, но и по количеству использованных в них технических решений. Вот что мне нравится в таких устройствах — всегда есть на что посмотреть.
Такие вот дела.
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Оживляем блоки индикации из кабины «Боинга».