Эта статья продолжает тему, начатую в материале о логике, и исследует обратную сторону технологического прогресса.
Технологический парадокс: мощь в руках и уязвимость разума
Современные технологии подарили нам возможности, о которых полвека назад можно было только мечтать. Видеозвонки с другой стороны планеты, мгновенный обмен сообщениями — сегодня даже трагедия Ромео и Джульетты выглядела бы иначе, ведь герои могли бы просто написать друг другу.
Весь мировой культурный багаж, от пьес Шекспира до научных трудов, теперь умещается в кармане. Мы забыли, каково это — часами искать информацию в библиотечных каталогах, выпрашивать рецепты у соседей или спрашивать дорогу у прохожих. Сегодня достаточно обратиться к голосовому помощнику в смартфоне.
Кажется, что человек достиг вершины, подчинив себе технологии. Но так ли это на самом деле? Удобство имеет свою цену.
Мысленный эксперимент: мир без интернета и смартфонов
Попробуйте представить, что интернет и смартфоны внезапно исчезли. Поколение, заставшее кнопочные телефоны, скорее всего, справится, хоть и с трудом. А вот те, кто родился в эпоху сенсорных экранов, окажутся в совершенно чуждой и непонятной реальности, к которой они не готовы.
Парадокс в том, что чем больше знаний накапливается в сети, тем меньше их остаётся в нашей голове. Легкодоступность информации привела к её обесцениванию. Зачем запоминать что-то, если это можно найти за секунду? Даже те, кто родился до эпохи Google, уже разучились держать в памяти телефоны и адреса близких, полностью доверяя эту функцию гаджетам.
Этот процесс затрагивает и более глубокие когнитивные функции. Сначала из школьной программы исчезла логика как отдельный предмет, а затем её элементы начали уходить и из смежных дисциплин.
Тренируем атрофированные навыки: внимание, анализ, память
Мы практически разучились замечать детали, анализировать их взаимосвязи и надолго запоминать информацию. Хотите проверить свои способности? Внимательно изучите рисунок и постарайтесь логически обосновать ответы на вопросы.
Перед вами логическая задача из газеты «Советская смекалка»:
1. Как вы думаете, ребята занимаются туризмом давно?
2. Насколько хорошо мальчики знают домоводство?
3. Могут ли по этой реке ходить суда?
4. Определите направление течения реки.
5. Как считаете, бельё, которое повесили сушиться мальчики, будет долго сушиться?
6. Насколько вырастет изображённый на рисунке подсолнух?
7. Ребята разбили лагерь далеко от города?
8. Пельмени — привычная еда в этих местах?
9. Как вы думаете, в какой город направляется самолёт?
Вопрос со звёздочкой для продвинутых:
Какова глубина и ширина реки на ближайшем перекате?
Проверьте свои догадки: ответы и разбор задачи
Напишите свои варианты, прежде чем заглянуть в ответы ниже. Это важно для самостоятельной работы мышления.
На схеме номера соответствуют деталям, на которые нужно обратить внимание для ответа на вопросы.
1. Опытные туристы знают, что палатку нельзя ставить в ложбине — там скапливается вода. На рисунке это правило нарушено. Кроме того, мальчик неправильно рубит ветки. Вывод: ребята — новички.
2.
Обратите внимание: 5 вариантов обоев на экран смартфона с цитатами святых отцов.
3. На берегу стоит навигационная мачта. Её наличие указывает на то, что река судоходна.
4. Расположение знаков на этой мачте показывает направление течения: слева направо.
5. Верёвка с бельём натянута, а флажок на мачте развевается. Значит, дует ветер, и бельё высохнет быстро.
6. Подсолнух не растёт — он сорван и воткнут в землю. Сорванные растения не продолжают рост.
7. На доме видна простая телевизионная антенна. Такие антенны эффективны на расстоянии не более 100 км от ретранслятора. Значит, город недалеко.
8. По тени подсолнуха можно определить, что солнце высоко. Архитектура дома (мазанка) и пирамидальный тополь характерны для Украины. В этом регионе традиционным блюдом являются вареники, а не пельмени.
9. Это сельскохозяйственный самолёт (обратите внимание на оборудование для распыления). Он работает в полях, а не летит в город.
Ответ на вопрос со звёздочкой:
Знаки на мачте — это речная сигнализация. Знаки справа по течению указывают ширину реки на перекате, слева — глубину. Расшифровываем: прямоугольник — 1 метр, большой круг — 0,2 м, малый круг — 0,05 м. Глубина: 1 + 0,2 + 0,05 = 1,25 метра. Ширина: большой круг (20 м) + два малых круга (5 м + 5 м) = 30 метров. Такие знаки устанавливают за 500 метров до опасного участка.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Римма Райхман, мама ребёнка на СО
Читайте другие статьи автора:
Деградация поколений. Куда подевалась логика?
Что делают ваши подростки, когда вы спите?
Что французу бесплатно, за то русский платит миллионы
Читайте статьи других авторов:
Для чего нужны оценки? Не поставил ни одной за 22 года работы в школе
Вырастить человека: почему христианская семья выбрала семейное образование
Ставьте 👍 и присоединяйтесь кнам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Как зависимость от смартфона влияет на мышление.