Приветствую вас, уважаемые читатели. Сегодня я расскажу об одной из самых засекреченных разработок советских инженеров — уникальном «Тесла-танке», известном под индексом Т-34-85 «Э». Об этом проекте сохранилось крайне мало сведений, но мне удалось собрать для вас наиболее полную и интересную информацию.
Начало разработки
В конце 1948 года конструкторскому бюро под руководством Жозефа Котина поступило прямое указание от высшего руководства СССР: создать экспериментальную машину с электрическим вооружением, получившую обозначение «Э» (электрический). Задача была сформулирована предельно четко:
Необходимо было разработать на базе серийного танка боевую машину, способную поражать технику противника на большом расстоянии с помощью направленных электрических разрядов высокой мощности. Основной целью было выведение из строя экипажа вражеской бронетехники, при этом сама машина противника должна была оставаться относительно неповрежденной — требовалась лишь замена электропроводки.
Технические особенности
В качестве основы был выбран проверенный и надёжный танк Т-34-85. Для энергоснабжения специального вооружения инженеры создали портативный ядерный реактор Ф-7-П, разработанный на базе промышленного реактора Ф-2. В качестве замедлителя использовался графит, а топливом служили изотопы урана-235 и урана-233. Энергетическая установка размером 2,1×1,35 метра и массой 2,15 тонны размещалась в кормовой части танка. Мощность реактора составляла около 0,7 МВт, что позволяло питать уникальную электрическую пушку.
Согласно сохранившимся данным, вооружение танка включало спаренное высоковольтное импульсное устройство с блоком электронного преобразователя напряжения, а также импульсные трансформаторы с системой предварительной ионизации. Дальность прямого поражения достигала 4,5 километров, а сила тока в разряде могла варьироваться от сотен до нескольких тысяч ампер — в зависимости от действий экипажа и условий применения.
Тактико-технические характеристики
Основные параметры машины были следующими:
- Боевая масса — 33,8 тонны.
- Экипаж — 5 человек.
- Бронирование: лоб корпуса, борт и корма — 45 мм; лоб башни — 90 мм; защита реакторного отсека — 75 мм.
- Движение обеспечивали два электродвигателя, питавшиеся от портативного реактора Ф-7-П.
Судьба проекта
Всего был построен лишь один опытный образец, который проходил испытания на полигоне НИИ БТВТ в Кубинке с 1951 по 1954 год. Однако в 1955 году проект был закрыт по личному распоряжению Никиты Хрущёва, а единственный экземпляр машины разобран. К сожалению, сегодня увидеть этот уникальный танк можно только в виде масштабных моделей или на редких архивных фотографиях.
Спасибо за внимание! Если материал был интересен, поддержите автора лайком и оставьте комментарий. Также подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Электрический "Тесла-танк" - Т-34-85 "Э" - повелитель молний..