Из кабины шпиона: воспоминания командира RC-135 о Холодной войне и эволюции воздушной разведки

Интервью с пилотом RC-135: Шпионский полет времен Холодной войны

На протяжении шести десятилетий самолет-разведчик RC-135 оставался незаметным, но ключевым игроком на мировой арене, собирая информацию, которая нередко влияла на ход истории. Капитан Роберт Хопкинс, один из тех, кто управлял этой машиной в самый напряженный период противостояния — Холодную войну, делится своими воспоминаниями.

Его служба была полна опасных эпизодов, включая перехват советским истребителем МиГ-31. Несмотря на постоянные угрозы, экипаж под его командованием продолжал выполнять радиоэлектронную разведку, добывая критически важные данные для высшего руководства США, вплоть до президента и генералов. В этом интервью Роберт раскрывает детали своей службы на RC-135 и других разведывательных самолетах ВВС США.

Лучший из лучших: о самолете и экипаже

— Роберт, как бы вы охарактеризовали RC-135?

— Это как выигрышный лотерейный билет, только таких билетов — целый самолет. RC-135 поручают самые ответственные миссии в мире, а его экипаж — это всегда лучшие из лучших. Такие люди, преданные своему делу, естественным образом притягиваются друг к другу, создавая уникальную команду.

Первое впечатление и путь в элитное подразделение

— Какими были ваши первые впечатления от этого самолета?

— Впервые я увидел RC-135 в начале 1970-х на авиабазе Оффутт, когда еще учился в школе в Небраске. Больше всего меня поразила модификация RC-135U Combat Sent с характерными обтекателями, которые мы называли «заячьи уши» и «щечки». Для впечатлительного подростка он выглядел невероятно круто.

Настоящее осознание пришло позже, в 1987 году, когда я прибыл на базу Эйлсон в качестве первого офицера. Увидев на стоянке RC-135S, я понял весь груз ответственности, который лежит на экипажах этих машин. Осознание, что стану частью команды, управляющей самолетом с феноменальными возможностями технической разведки, было волнующим. Наша работа требовала постоянной готовности: мы вылетали по тревоге в районы политической и военной нестабильности для выполнения задач национальной важности. Результаты наших полетов часто докладывались на самом высоком правительственном уровне.

Я также навсегда влюбился в черные крылья, которые до сих пор можно увидеть на некоторых модификациях. Для меня это не просто цвет — это символ исключительной важности миссий RC-135 и часть его славной истории.

Малоизвестные страницы истории RC-135

— Расскажите что-нибудь, что не широко известно об этом самолете.

— Хотя сегодня RC-135 прочно ассоциируется с 55-м авиакрылом на базе Оффутт, так было не всегда. Первые годы службы этого разведчика связаны с другими подразделениями.

Первый разведывательный полет RC-135 (тогда еще переоборудованного из летающей лаборатории JKC-135A под кодовым названием SPEED LIGHT-ALPHA) состоялся 30 октября 1961 года. Его задачей было наблюдение за советскими термоядерными испытаниями на архипелаге Новая Земля. Интересно, что экипаж для этой миссии был предоставлен подразделением дозаправщиков Стратегического авиационного командования (SAC).

Следующий важный полет выполнил в январе 1962 года модифицированный KC-135A NANCY RAE с базы Райт-Паттерсон, вылетевший с аляскинской базы Шемия. Позже этот самолет получил обозначение JKC-135A, затем WANDA BELLE и, наконец, был преобразован в RC-135S RIVET BALL.

К концу 1962 года этот самолет вместе с тремя KC-135A-II OFFICE BOY уже вел радиоэлектронную разведку с базы Эйлсон. К началу 1963 года все самолеты семейства SPEED LIGHT базировались на Оффутте в составе 34-й эскадрильи дозаправки, в то время как 55-е авиакрыло, которое позже станет их домом, все еще летало на RB-47 с базы в Канзасе.

55-е крыло получило свой первый RC-135 (модификацию B/BIG TEAM) только в 1966 году после перебазирования на Оффутт. Разведывательное сообщество SAC в те годы было небольшим и сплоченным. Первые RC-135, особенно переоборудованные из заправщиков -135S и KC-135A-II, изначально не были приписаны к 55-му крылу. Это была особая каста, пока в их ряды не начали вливаться новые «духи» — игра слов на английском, где «spirit» означает и «дух», и название стратегического бомбардировщика.

Стратегическая роль: от сдерживания до современных конфликтов

— Почему эта платформа была и остается столь важной?

— Парк RC-135 и его предшественников изначально создавался как инструмент стратегической разведки в мирное время в рамках Программы воздушной разведки (PARPRO). У него было две ключевые задачи: во-первых, заблаговременно обнаруживать любые приготовления к атаке на США и союзников, и, во-вторых, собирать разведданные, жизненно важные для разработки Единого интегрированного оперативного плана (SIOP) Стратегического авиационного командования. Этот план был основой доктрины ядерного сдерживания.

Со временем роль RC-135 эволюционировала. После операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1990-1991) акцент сместился на тактическую поддержку сухопутных войск в продолжительных конфликтах, таких как операции в Афганистане, Ираке и Сирии. Самолеты RC-135V/W RIVET JOINT стали ключевым элементом сбора информации в реальном времени. Кроме того, они привлекались для поддержки борьбы с наркотрафиком в Карибском бассейне, мониторинга инцидентов с Северной Кореей и ситуации в Южно-Китайском море.

Сегодня граница между миром и войной все более размывается, особенно с развитием новых технологий, которые меняют саму среду ведения разведки и платформы для сбора данных. RC-135 продолжает адаптироваться, оставаясь незаменимым инструментом в арсенале национальной безопасности.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Я был командиром RC-135.