Стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird

Стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird

Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird» (с англ. — «Чёрный дрозд», «Чёрная птица»). Особенностями данного самолёта являются высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты. Выведен из эксплуатации в 1998 году.

Конструкция

Самолёт отличался футуристическим дизайном, весьма схожим с очертаниями советского реактивного самолёта-разведчика РСР.

самолёт-разведчик РСР.

Стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird

Для достижения высоких аэродинамических характеристик на различных режимах полёта корпус и несущие поверхности имеют очень сложную в плане и по модульным сечениям форму. Самолёт построен по схеме «бесхвостка», с тонким треугольным крылом с наплывом, со стреловидностью по передней кромке 60 градусов.

Стабилизатора или ПГО не имеет. На гондолах двигателей установлены два цельноповоротных киля, заваленные законцовками внутрь, каждый на 15 градусов.

Шасси трёхстоечное, передняя опора убирается против потока, основные стойки — к продольной оси самолёта, в крыло и фюзеляж.

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих скорость звука более чем в 3 раза (М>3), является высокий нагрев корпуса. Для её решения 85 % деталей планера было изготовлено из титанового сплава, а большая часть остальных деталей изготавливалась из полимерно-композитных материалов. Также, большая площадь внутренней части крыла имела гофрированную поверхность, что создавало более благоприятные условия для теплового расширения и повышало продольную прочность. Панели фюзеляжа были изготовлены таким образом, что они неплотно прилегали друг к другу, когда самолёт находился на земле, и окончательно «стыковались» только в полёте, после разогрева планера и его удлинения на несколько дюймов. Вследствие этого, а также вследствие того, что никакое уплотнение топливной системы не смогло бы нормально функционировать при очень высокой температуре, из самолёта перед взлётом вытекало топливо. Однако это не представляло никакой опасности, поскольку используемое топливо JP-7 было специально разработано для сверхзвуковых самолётов и характеризовалось высокой температурой вспышки и термостабильностью. Охлаждение самолёта обеспечивалось циркуляцией топлива под титановыми поверхностями перед его попаданием в двигатели.

Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные экземпляры окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба. Самолёт получил неофициальное название «Blackbird».

Поскольку США не обладали месторождениями титановых руд, ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало титан для постройки SR-71 в СССР

Стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird

Навигационная система

Для своего времени самолёт оснащался самым совершенным бортовым оборудованием, большая часть которого была спроектирована и разработана специально для него (а в дальнейшем послужила развитию радиоэлектроники для последующих типов летательных аппаратов). Большое внимание было уделено навигации на маршруте, проходящем на большой высоте. В частности, на борту был установлен астрокорректор, позволяющий определять своё местоположение по звёздам с высокой точностью даже в дневное время.

Стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird

Стелс-технология

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности. Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР. С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с крылом прямой угол, который является идеальным отражателем. На самолёт нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, инфракрасной заметности самолёта. Несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаруживался радиолокационными методами, а на меньших расстояниях — благодаря потоку разогретых выхлопных газов и нагреву корпуса на высоких скоростях.

Общая эффективность всех мер по снижению заметности самолёта всё ещё обсуждается, однако сами разработчики признают, что радиолокационная техника Советского Союза развивалась значительно быстрее, чем «антирадар» Lockheed Martin

Рекорды SR-71

В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов — 3529,56 км/ч. Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорда, все они относятся к скорости полёта. И один рекорд высоты в горизонтальном полёте — 25 929 метров.

Стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 32,74 м
  • Размах крыла: 16,94 м
  • Высота: 5,64 м
  • Площадь крыла: 141,1 м²
  • Масса пустого: 27215 кг
  • Максимальная взлётная масса: 77100 кг
  • Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
  • Масса топлива: 46180 кг

Двигатель

  • Тип двигателя: Турбопрямоточный двигатель
  • Модель: Pratt & Whitney 5230 км
  • Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
  • Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
  • Масса двигателя: 3200 кг

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3) , 3500 км/ч.
  • Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=3,17 , 3300 км/ч
  • Дальность полёта: 5230 км
  • Радиус действия: 2000 км
  • Продолжительность полёта: 1,5 ч
  • Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
  • Скороподъёмность: 60 м/с
  • Длина разбега/пробега: 1830 м
  • Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Максимальная высота полёта: 29 000 м.