Сегодняшний день пробудил во мне интерес к военной истории (не беспокойтесь, к вечеру я усмирю этого милитариста чашкой лавандового чая). Это уже вторая моя статья на тему оружия. Хочу сразу оговориться: я большой энтузиаст в этой области, но не претендую на звание эксперта. Поэтому конструктивная критика и исправления только приветствуются — но в разумных пределах, а то ведь можно и IP-адрес вычислить, и ночью с кукри заглянуть, чтобы дискуссию прекратить.
Древнейшие клинки: мышьяковистая бронза
1) Самые древние из обнаруженных мечей были найдены на холме Арслантепе в Турции. Их возраст оценивается в 3300-3000 лет до нашей эры.
Эти клинки были изготовлены из первого в истории человечества металлического сплава — так называемой мышьяковистой бронзы (сплав меди с мышьяком). Интересно, что по своим механическим свойствам этот материал даже превосходил более позднюю оловянную бронзу.
Почему же тогда олово вытеснило мышьяк? На то есть три основные причины:
1) Высокая токсичность производства, опасная для здоровья мастеров.
2) Невозможность вторичной переработки: при переплавке мышьяк попросту испарялся.
3) Истощение за многие века поверхностных месторождений руды, богатой одновременно и медью, и мышьяком.
Мастера Кавказа и оружие для охоты
2) Бронзовый топор, относящийся к кобанской культуре (Северный Кавказ, 900-600 гг до н.э.).
Носители кобанской культуры входили в обширное археологическое сообщество — Кавказскую металлургическую провинцию. Они славились невероятно высоким для своего времени уровнем развития металлургии и обработки металлов.
Экспонат хранится в Кливлендском художественном музее.
3) Охотничий меч для кабана (XVI-XVII вв.). Обратите внимание на специфическую форму острия и наличие кровостока — канавки с отверстием для стекания крови. Третий меч на изображении оснащен специальным упором, который ограничивал глубину колющего удара, вероятно, чтобы не повредить ценную шкуру зверя.
От охоты к саперному делу
4) Еще один интересный экземпляр — охотничья шпага. Ее форма и функционал впоследствии эволюционировали в саперный тесак — универсальный инструмент и оружие инженерных войск (пионеров) русской армии начала XIX века.
Изготовлена на германских землях около 1600 года. Общая длина — 986 мм, вес — почти 1,5 кг (1446 грамм).
Находится в коллекции Королевской оружейной палаты Лидса.
Загадочные и редкие клинки
5) Кханда — весьма необычный и малоизвестный вид прямого обоюдоострого меча, впервые появившийся в индийской империи Гупта (IV-VI вв. н.э.).
На фотографии обратите внимание на тупой конец клинка. Сам клинок железный, рукоять украшена золотым орнаментом, а вдоль лезвия идут позолоченные узоры. Этот конкретный экземпляр выкован в XVIII веке, его длина — 98,1 см.
Архив Детройтского института искусств (США).
6) Фальшион (или фальчион, от французского *fauchon*) — европейское клинковое оружие с коротким клинком, расширяющимся к концу, и заточкой только с одной стороны.
На изображении — поздневенецианский фальшион примерно 1580 года. Общая длина — 770 мм.
Самое интригующее, что до наших дней дошло всего около шести подлинных фальшионов, и еще около двадцати известны лишь по книгам, картинам и описаниям. Это окутывает оружие ореолом таинственности. Оно, кажется, не фигурирует в известных трактатах по фехтованию (хотя я могу и ошибаться).
Историки предполагают, что фальшион был вспомогательным оружием лучников и пехотинцев, а с середины XIII века его оценила и кавалерия за способность наносить мощные рубяще-режущие удары.
Ответ на совершенные доспехи
7) Боевой молот или кирка — идеальный «консервный нож» для средневековых «жестяных банок», то есть рыцарей в латах.
К XV веку мастерство оружейников достигло таких высот, что они создавали практически неуязвимые полные латные доспехи, закрывавшие воина с головы до ног (именно такие чаще всего и представляют, говоря о рыцарях).
Доспехи стали настолько надежными, что многие рыцари отказались от щитов, бесполезных в пешем бою против таких же закованных в сталь противников, и сменили меч — традиционный символ сословия — на более эффективное против лат оружие...
Освободившиеся две руки воина заняли дубина, молот или чекан (боевая кирка). На фото — французская пехотная кирка первой половины XVI века.
Обратите внимание: Оружие каменного века.
Искусство дуэли: изящное убийство
8) Если бы наш читатель жил в XVII веке где-нибудь «от Севильи до Гренады» и решил бы защитить свою честь на дуэли, его бы, скорее всего, закололи набором, подобным этому.
Рапира с чашеобразной гардой и парный к ней парирующий кинжал — дага. Вероятно, изготовлены в Неаполе около 1650-1675 гг.
Чашка эфеса рапиры украшена ажурными узорами и фланцами. Такие же узоры выполнены на гарде («парусе») даги. На клинке рапиры выгравированы надписи: с одной стороны «·:·MARIA·:· CONCEBIDA·:·», а с другой «·: · SIIPECADO ·: · ORIGIAL ·: ·». Владелец набора был, судя по всему, очень набожным дуэлянтом, о чем говорит упоминание Марии и, вероятно, искаженное «SIN PECADO» — «без греха» (пришлось залезть в переводчик).
Клинок даги заточен с одной стороны, имеет выемки для большого пальца и выступы — так называемые «мечеломы».
9) Еще одна удивительно изящная дага с кольцом для захвата и отвода клинка противника. Немецкие земли, XVII век. Общая длина — 475 мм.
— Почему она такая хрупкая на вид?
Дело в том, что театральное фехтование (которое многие, благодаря фильму «Д’Артаньян и три мушкетера», воспринимают как реальный бой — со звоном, прыжками и искрами) кардинально отличалось от, например, испанской школы «Дестреза», где все строилось на точных уколах и их парировании. В такой системе боя можно было позволить себе отвести клинок соперника даже таким изящным кинжалом, чтобы нанести свой решающий удар...
Эпоха пороха
10) Холодное оружие и фехтование, конечно, впечатляют, но против пороха любой техники мало...
Перед вами один из старейших сохранившихся образцов ручного огнестрельного оружия — ручная пищаль. Сейчас она хранится в Королевской сокровищнице в Стокгольме.
Ручница, датируемая примерно 1390 годом, имеет трубчатый ствол из бронзы. Рядом с запальным отверстием отлита человеческая голова. Крюк внизу ствола использовался для упора оружия в стену или парапет, чтобы гасить чудовищную отдачу. Из-за этой отдачи такое оружие часто относили (по русской классификации) к затинной (крепостной) артиллерии. Хотя я видел гравюры, где подобными «ручницами» воины разбивают ворота замков.
И в продолжение воздушной темы, навеянной недавними событиями...
На фото — специальный противоаэростатный снаряд времен Первой мировой войны. Трос, разматывавшийся в полете, увеличивал размер пробоины в оболочке вражеского аэростата или дирижабля.
👉 Понравилась подборка? Буду благодарен за вашу оценку и подписку на сайт автора!
Больше интересных статей здесь: Оружие.