Конвертоплан — аппарат, способный взлетать и садиться как вертолет, а лететь как самолет, — долгое время считался вершиной авиастроения. Несмотря на то, что массовое производство таких машин удалось наладить лишь в США, советские инженеры начали работать над этой концепцией гораздо раньше.
Зачем СССР понадобился гибрид?
В начале 1950-х годов перед страной встала сложная логистическая задача: доставлять ракетное вооружение в самые удаленные и труднодоступные регионы, где не было подготовленных взлетно-посадочных полос. Требовался аппарат, сочетающий вертикальный взлет вертолета с высокой скоростью и грузоподъемностью самолета.
Рождение винтокрыла Ка-22
Конструкторское бюро имени Камова предложило радикальное решение — многоцелевой транспортный винтокрыл Ка-22. Его уникальность заключалась в конструкции: у машины были крылья, на концах которых размещались несущие винты, как у вертолета. Однако главной инженерной загадкой для западных специалистов стал вопрос: как избежать потери подъемной силы крыла из-за турбулентных потоков от этих винтов?
Изучив эскизы, иностранные эксперты обнаружили ответ — на тех же законцовках крыльев, сразу за несущими винтами, инженеры разместили тяговые пропеллеры.
Обратите внимание: ПРОЕКТ 955.
Именно они, включаясь в полете, должны были разгонять аппарат, превращая его из вертолета в самолет.Спорная конструкция и зарубежная критика
Это решение вызвало волну скептицизма. Критики утверждали, что стабильная работа несущих и тяговых винтов в непосредственной близости друг от друга физически невозможна из-за взаимного аэродинамического влияния. Они рекомендовали разнести эти агрегаты, например, сместив пропеллеры к фюзеляжу.
Смелая идея, ставшая основой проекта
Однако вся суть и рискованность проекта Ка-22 как раз и заключалась в этом близком расположении. Конструкторы построили сложную трансмиссию, которая позволяла перераспределять мощность двигателей. При вертикальном взлете и посадке вся энергия шла на несущие винты. После набора высоты пилот переключал режим, и основная нагрузка ложилась на тяговые пропеллеры, которые разгоняли винтокрыл в горизонтальном полете.
Рекорды и фатальные недостатки
Было построено всего четыре опытных образца. В ноябре 1961 года Ка-22 показал впечатляющий результат, установив мировой рекорд скорости для винтокрылов — 356,3 км/ч. Вскоре он же поднял груз весом более 16 тонн на высоту 2,5 километра, что также стало рекордом. Несмотря на эти достижения, в ходе испытаний выявился роковой недостаток: машина обладала крайне плохой устойчивостью и управляемостью, особенно в критический момент переключения между вертолетным и самолетным режимами. Удержать ее в воздухе было чрезвычайно сложно.
Закат проекта и наследие
Из-за неустранимых проблем с безопасностью проект винтокрыла Ка-22 был окончательно закрыт. Его место в советской армии и народном хозяйстве занял надежный и проверенный многоцелевой вертолет Ми-8, который и по сей день остается легендой. История Ка-22 осталась яркой, но рискованной страницей в истории авиации, примером смелого инженерного поиска, который, однако, не увенчался практическим успехом.
Оцените материал в комментариях!
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации!
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Примечательно, что именно на близком расположении агрегатов и был построен необычный проект.