Ровно 22 года назад модифицированный «Боинг»-747-400F совершил первый полёт. В чём же заключалась переделка самолёта? Названный «Боинг» YAL-1, лайнер являлся носителем боевого лазера большой мощности, опытная лаборатория по исследованию и разработке нового вида вооружения.
Интерес американских военных к боевому лазеру воздушного базирования разгорелся с новой силой в 1996 году. До этого предпринимались попытки создания лазера с установкой на самолёте в 1975 и 1984 годах.
В прошлом платформой служил списанный самолёт-заправщик на базе «Боинга»-707, с установленным лазером в 10.6-микрометров, заряжавшийся от бортовой химической зарядной станции. Но результаты применения этого лазера были ничтожны и программа разработки и совершенствования не получила дальнейшей поддержки.
Боинг-747 YAL-1.Внимание к созданию собственной воздушного лазера-перехватчика подогревал прогресс Советского Союза в создании мобильных ядерных баллистических ракет, базирующихся на передвижных комплексах запуска в 1980х годах.
Переделка «Боинга»- 747-400F под платформу-носитель воздушного лазера была сделана в 2002 году. Уже 18 июля 2002 года модифицированный самолёт совершил первый полёт. Но доводка лазера заняла годы. Поэтому первые испытания оружия прошли только 5 лет спустя в марте 2007.
Обратите внимание: Как заменить воздушный клапан в PCP-винтовке Kral Puncher Maxi 3.
Доводка и получение первых результатов, вообще, пришли не ранее 2010 года.В феврале 2010 YAL-1 совершил первый перехват, уничтожив ракету на этапе выхода на баллистическую траекторию после запуска. После нескольких подтверждённых перехватов результативность установки признали успешной. Удалось первый раз успешно применить «энергетическое» оружие в воздухе, уничтожив баллистическую ракету.
Боинг YAL-1.Несмотря на успешные тесты и результаты, от программы боевого лазера на воздушной платформе пришлось отказаться к концу 2010. Для массового развёртывания и готовности к применению не хватало уровня развития технологий.
Единственный YAL-1, после совершения финального полёта 12 февраля 2012, самолёт отправился на хранения на военную базу Девис-Монтен в Аризоне. Простояв два года в пустыне, в конце концов, авиалайнер был окончательно утилизирован в сентябре 2014.
По результатам конца 2011 года программа разработки боевого воздушного лазера обошлась бы американскому налогоплательщику в 5 миллиардов долларов, распределенных на последующие 16 лет. А один боевой самолёт, оснащенный лазером, стоил бы в производстве не менее полутора миллиардов долларов США плюс 100 миллионов на поддержание лётной годности ежегодно.
В дополнение к безумно высокой стоимости недостатком лазера YAL-1 была небольшая дальность поражения. Самолёту-носителю необходимо было бы вторгаться на вражескую территорию, контролируемую ПВО противника, чтобы осуществлять залпы из лазерной пушки по взлетающим ядерным баллистическим ракетам — поражение возможно и наиболее вероятно на начальных этапах полёта ракет противника.
Боинг YAL-1.Разочаровавшись в проекте воздушного лазера, военные сосредоточились на беспилотных летательных аппаратах, где достигли большого прогресса. А воздушные лазеры будущего, вероятнее всего, будут запитаны от мощной бортовой электростанции-генератора. Чтобы достигнуть мощности, необходимой лазеру, в YAL-1 использовали громоздкие химические решения для заряда боевого орудия.
#Боинг-747YAL1 #боинг747yal1 #лазер #лазерное оружие #боевой лазер #оружие #новое оружие #секретное оружие #воздушный лазер #авиация
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: «Боинг» yal-1: боевой воздушный лазер.