Историческая драма «Лев пустыни», вышедшая в 1981 году, представляет собой совместный американо-ливийский проект. Фильм посвящен судьбе национального героя Ливии Омара Мухтара, шейха ордена сенуситов, который в период с 1923 по 1931 год возглавлял партизанское сопротивление итальянским колонизаторам в Киренаике (современная Ливия). Несмотря на почтенный возраст (родился в 1858 году), Мухтар лично участвовал в боевых операциях, координировал действия всех повстанческих отрядов и занимался снабжением, включая закупку оружия в соседнем Египте. Картина фокусируется на заключительном, самом драматичном этапе борьбы — 1929–1931 годах.
Исторический контекст и создание фильма
В фильме ярко показан главный антагонист — итальянский генерал Родольфо Грациани, командующий в Триполитании. Для подавления сопротивления он применял жестокие методы, позаимствованные из колониальных войн: создание концентрационных лагерей, показательные казни, расстрелы пленных и тотальное уничтожение посевов, чтобы лишить партизан продовольственной базы. Эти сцены обнажают темную сторону колониальной политики.
Фильм был снят сирийским режиссером Мустафой Аккадом при финансовой поддержке ливийского правительства во времена правления Муаммара Каддафи. Интересно, что из-за острой критики действий Италии в колониальный период картина была запрещена к показу в этой стране вплоть до 2009 года.
Киношная армия: техника и оружие итальянцев
Оставив в стороне оценку сюжета и спецэффектов, интересно проанализировать, как создатели фильма изобразили итальянскую армию. Поскольку партизаны Мухтара были вооружены в основном винтовками и передвигались на лошадях, основное внимание приковывает именно итальянская военная техника. Особенно любопытно, что в производстве фильма итальянская сторона не участвовала, поэтому весь реквизит — результат работы художников-постановщиков.
В кадрах фильма можно увидеть множество итальянских легковых и грузовых автомобилей, бронеавтомобилей и даже танков. Поскольку многие из этих единиц техники в фильме активно уничтожаются — взрываются или сбрасываются в пропасть — можно сделать вывод, что это были специально изготовленные для съемок бутафорские модели.
Грузовики выглядят весьма достоверно и напоминают знаменитый Fiat 15-TER, который, кстати, послужил прототипом для первых советских грузовиков АМО-Ф-15. Поскольку производство Fiat 15-TER завершилось в 1922 году, такие машины вполне могли использоваться в отсталой Киренаике в конце 1920-х годов. На легковых автомобилях офицеров хорошо читается логотип «Fiat».
Стрелковое оружие: смесь историзма и условностей
Со стрелковым оружием у создателей фильма возникли сложности. Вместо итальянских ручных пулеметов на турелях автомобилей установлены американские BAR М1918. Станковые пулеметы также представлены не оригинальными итальянскими образцами, а американскими «Максимами», очень похожими на М1917 с водяным охлаждением, а также пулеметами Браунинга М1919. Хотя все эти модели существовали в тот исторический период, на вооружении армии Италии они не состояли — видимо, найти подлинные итальянские пулеметы у съемочной группы не получилось.
Обратите внимание: Страйкбол и военная подготовка. Просто игра или нечто большее?.
Офицеры вооружены преимущественно черными револьверами, хотя у некоторых можно заметить итальянские пистолеты «Глизенти М1910». Среди солдат часть вооружена правильными для того периода винтовками «Манлихер-Каркано» М91, а другая часть — винтовками «Маузера» с прямой рукояткой, вероятно, испанского производства (которые выпускались до 1950-х годов). Для среднестатистического европейского зрителя разница между этими винтовками неочевидна, что и позволило создателям фильма пойти на такую условность.
Повстанцы Омара Мухтара используют разнообразное оружие: итальянские «Манлихер-Каркано», британские «Ли-Энфилды», но чаще всего — различные варианты систем «Маузера».
Броневики и танки: качественный киношный новодел
Итальянские бронеавтомобили в фильме, судя по всему, созданы на той же базе, что и грузовики. Их башни вооружены спаренными американскими пулеметами Браунинга М1919. Эти машины активно используются в динамичных сценах погонь и боев, где их взрывают и опрокидывают.
Наиболее интересный реквизит — бутафорские танки, изображающие итальянские «Фиат-3000». Исторически итальянцы действительно впервые применили танки именно в колониальной войне в Ливии. Однако при детальном рассмотрении видно, что ходовая часть киношных машин отличается от оригинала (например, иное расположение поддерживающих катков). Вместо итальянских пулеметов «Бреда» в башнях вновь установлены американские пулеметы с водяным охлаждением. Несмотря на эти неточности, танки изготовлены очень качественно, с тщательной проработкой деталей, вплоть до заклепок на корпусе.
Фильм «Лев пустыни», хотя и малоизвестен широкой европейской аудитории, остается очень популярным в мусульманском мире как история о сопротивлении колониализму. Для любителей военной истории и кинематографического реквизита он представляет собой увлекательный пример того, как создается масштабная историческая картина в условиях ограниченного доступа к оригинальной технике и оружию.
#лев пустыни #ливия #омар мухтар #фиат-3000 #кадаффи #грациани #каркано #аккада #военное кино #оружие в кино
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Друзья, активнее записываемся в раздел и оставляем комментарии
Другие статьи по теме - Японский фильм «Битва за Окинаву» (1962 г.) и проблемы реквизита
Американский фильм «Куба» для любителей оружия
Разбор достоверности фильма «Мы были солдатами» о первом бое американцев и регулярной армии вьетнамцев в 1965 г.
Историческая авиация в кино
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Военная техника в фильме «Лев пустыни» 1981 г.