«Самый опасный человек на земле», «продавец смерти» – какими только прозвищами не называли Виктора Бута, возможно, самого известного в мире торговца оружием. Бут учился в Москве, в Военном институте иностранных языков, и служил в авиации. Как пишет New Yorker, он читал на пятнадцати языках, мог торговаться на девяти и бегло говорил на пяти или шести. Рассказываем историю его взлета и падения.
Афганистан, 1995 год. Идет гражданская война. Талибы, среди которых много джихадистов, воевавших с Советским Союзом в 1989-м, рвутся к Кабулу. Президент Бурхануддин Раббани закупает оружие. Транспортная компания «Аэростан» вызывается решить проблему. В Афганистан отправляется огромный Ил-76, набитый албанским оружием и боеприпасами. Его экипаж – семеро русских летчиков.
Проблемы начинаются над Кандагаром. Самолет талибов заставляет командира экипажа Владимира Шарпатова посадить Ил-76 в кандагарском аэропорту. Груз достается боевикам, летчиков берут в заложники. В эту историю окажутся втянуты политики из России, Афганистана и даже из США. Владелец «Аэростана», загадочный бизнесмен из Таджикистана (или России, или Украины – никто не может сказать точно), даже встретится с лидером талибов, муллой Омаром. Но боевики не хотят обсуждать освобождение заложников.
16 августа 1995 года пленникам выпадает шанс спастись. Половина их охранников отправляется на послеполуденную молитву. Летчики нападают на оставшихся, связывают их и бросают в грузовой отсек. Шарпатов соединяет нужные провода, двигатели включаются, самолет начинает разбег. Его преследуют машины боевиков. Ил-76 в последнюю секунду отрывается от земли, уходит из афганского воздушного пространства и берет курс на Эмираты.
О побеге из Кандагара пишут все газеты мира. Но никто из журналистов не может найти владельца самолета, бизнесмена из Шарджи. Некоторые называют его Виктором Бутом, другие Виктором Булакиным или Вадимом Аминовым.
Обратите внимание: Оружие каменного века.
Его фотографий нет. Есть только смутные слухи о связях с КГБ и о транспортной империи.Позже мир узнает Бута как «продавца смерти» – американские силовики даже назовут его «самым опасным человеком на земле». Бут, завладевший советскими транспортными самолетами, ржавеющими после падения Берлинской стены, может доставить что угодно: мебель в Казахстан, живых раков в Европу, редкие гладиолусы из Южной Африки в любую точку мира. Оружие.
Первый его известный заказ: 1992 год, вооружение для Северного альянса, воюющего с талибами. После этого Бут зарабатывает на конфликтах по всему миру – и самолеты, и оружие достаются ему от советских войск, покидающих Восточную Европу. Среди клиентов Бута были правитель Либерии Чарльз Тейлор, колумбийские партизаны из ФАРК, ливийский диктатор Муаммар Каддафи.
В 1995-м, пока летчики были в плену у талибов, Бут, по слухам, сумел заключить сделку с муллой Омаром и заработал на поставках оружия для «Талибана» около $50 млн. Бут хорошо заработал – и подписал себе приговор.
Черный рынок оружия невелик. Говорят, Бут работал на сером рынке – продавал легальное оружие тем, кто не имел права его покупать; поставлял вооружение диктаторам и полевым командирам в обход санкций – он подделывал все необходимые сертификаты, и по документам получалось, что оружие уходит законопослушным гражданам.
После распада Советского Союза у Бута появился план. По всей стране в ангарах пылились транспортные самолеты, а на складах лежали ящики с оружием, так и не отправленным союзникам в Африке и Азии. Бут знал, где его достать и как доставить. Он начал работать.
Вскоре он построил огромную транспортную компанию. У него были компании и офисы в Анголе, Бельгии, Болгарии, Швейцарии, Техасе, Конго, Руанде, Гамбии, Либерии, Сьерра-Леоне, Южной Африке, Казахстане, ОАЭ – и никто при этом не знал, кто он такой. Самолеты Бут регистрировал на родственников и друзей. Если один из его бортов попадал в зону внимания властей, Бут звонил своему британскому коллеге, и тот за несколько часов менял бортовые номера и перекрашивал корпус.
Самолеты Бута были повсюду – ими пользовались даже британские и американские войска. В 2000-м министр иностранных дел Великобритании Питер Хейн назвал Бута «продавцом смерти», тогда ситуация поменялась в одночасье. Начались расследования.
Информация о сделках Бута с «Талибаном» шокировала Белый дом, еще не оправившийся после 11 сентября. А когда вышел «Оружейный барон», где Николас Кейдж изобразил Бута настоящим голливудским злодеем, Бут превратился во второго по значимости врага общества – сразу после Усамы бен Ладена.
В 2007-м американская спецслужба DEA разработала план поимки Бута. Агенты нашли в Танзании обнищавшего и опустившегося бывшего коллегу Бута. Его завербовали и велели через информатора в Конго предложить Буту сделку, чтобы заманить его в Таиланд: якобы колумбийским партизанам понадобилось «сельскохозяйственное оборудование». Ко всеобщему удивлению, Бут попался на эту наживку: 5 марта 2008-го его арестовали в номере отеля в Бангкоке.
Четыре года спустя американский суд приговорил Виктора Бута к 25 годам тюрьмы. «Продавец смерти» оказался за решеткой – и стал легендой преступного мира.
Как бы то ни было, рынок вооружения чувствует себя хорошо, и поделать с этим ничего нельзя. Виктор Бут был, вероятно, самым известным торговцем оружием – но далеко не единственным.
Интересная статья? Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на наш канал, чтобы чаще видеть в ленте подобные материалы.
#оружие #афганистан #преступники
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Прощай, оружие: как работала и почему развалилась оружейная империя Виктора Бута.