Недостатки револьвера Смита-Вессона в оценках русских офицеров

Портал «Историческое оружиеведение» ранее уже освещал сложный процесс внедрения револьверов в русской армии. Итогом этого пути стало принятие на вооружение в 1871 году 4,2-линейного (10,67 мм) револьвера системы Смита и Вессона образца 1869 года.

Принятие оружия происходило практически в авральном режиме, и почти сразу началась его модернизация: в войска последовательно поступали револьверы 1-го (1871 г.), 2-го (1872 г.) и 3-го (1880 г.) образцов, хотя изменения между ними не были кардинальными.

На фото: Смит-Вессон 3-го образца. Общий вид.

Объёмы поставок были огромными: только из США Россия получила свыше 250 тысяч единиц всех трёх образцов. Позже к производству подключилась Германия, а с 1886 года выпуск этих револьверов был налажен на Тульском оружейном заводе.

Боевое крещение и первые нарекания

Первым серьёзным испытанием для револьвера стала Русско-турецкая война 1877–1878 годов. Именно тогда в адрес оружия прозвучала первая критика. Генерал Алексей Куропаткин, описывая осаду Плевны, отмечал, что пехотные офицеры жаловались на чрезмерную тяжесть револьверов этой системы, несмотря на все их достоинства.

Куропаткин также упоминал случай, когда один офицер носил револьвер, предварительно обернув его тряпкой и лишь затем поместив в кобуру.

На фото: Револьвер Смит-Вессон и кобура к нему.

Главная проблема: вес и неудобство

Жалобы на вес имели веские основания. Револьвер 2-го образца, которым, скорее всего, и были вооружены пехотные офицеры, весил без патронов 1140 граммов. Шесть патронов добавляли ещё более 120 граммов. При этом длина оружия составляла 30 см при 20-сантиметровом стволе.

Носить такое оружие было обременительно не только в бою, но и в мирное время. Как отмечалось в источниках, даже после нескольких часов на смотровых стрельбах тяжесть револьвера становилась очень ощутимой. Система подвеса (портупея) также была неудобной: поясной ремень, несмотря на тугую затяжку, имел свойство вылезать из-под шарфа именно в месте крепления кобуры.

Следствие нелюбви к оружию

Вследствие этих недостатков, как писал А. Попов в статье 1889 года, офицеры повсеместно избегали носить положенные им револьверы даже тогда, когда это было необходимо. На манёврах и в караулах кобуры часто оставались пустыми, а если оружие и брали, то предпочитали более лёгкие системы сторонних производителей. Исключением были лишь обязательные смотровые стрельбы.

Тяжесть оружия порождала и сугубо боевой недостаток. По словам того же А. Попова, который посвятил револьверу Смита-Вессона целую серию критических статей, далеко не каждый стрелок мог достаточно крепко удержать его в руке для точной стрельбы, что вело к бесполезной трате патронов.

На фото: Револьвер Смит-Вессон, приготовленный для заряжания.

Альтернативные мнения и итог

Впрочем, находились и те, кто видел в массе револьвера достоинство. Так, некий Надарев утверждал, что, помимо отличных огневых качеств, оружие благодаря своей массивности являлось превосходным холодным оружием в рукопашной схватке, нанося сокрушительные удары.

Однако критики, в лице А. Попова, парировали, что для ближнего боя существует специальное холодное оружие, а револьвер должен оставаться в первую очередь эффективным огнестрельным оружием. Он настаивал на необходимости принятия для офицеров более лёгкого револьвера «тройного действия».

История поставила точку в этом споре: в 1895 году на вооружение русской армии был принят револьвер системы Нагана. Он имел меньший калибр и был значительно легче — всего 880 граммов в снаряжённом состоянии.

О сравнительных недостатках револьвера Смита-Вессона по отношению к другим образцам мы расскажем в следующих публикациях. Оставайтесь с нами!

#оружие #огнестрельное оружие #револьвер #смит-вессон

О принятии на вооружение револьвера можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию сайта. Спасибо!

Обратите внимание: Немецкий пистолет-сабля и оценка его русскими специалистами.

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Чем револьвер Смита-Вессона не нравился русским офицерам.