Трагедия под Норильском: как цепь ошибок привела к катастрофе Ту-154

Вечером 16 ноября 1981 года в аэропорту Красноярска, после многочисленных задержек из-за погоды, на борт нового самолета Ту-154Б поднялись 160 пассажиров, чтобы отправиться в Норильск. Рейс должен был выполнить опытный экипаж под командованием заслуженного летчика СССР Геннадия Шилака, известного среди коллег как «Тесты» за свой исследовательский подход к пилотированию. В этом полете он планировал протестировать работу автомата тяги.

Роковые просчеты перед вылетом

Ту-154

Перед самым вылетом произошел первый, казалось бы, незначительный эпизод: одна из стюардесс попросила отпустить ее из-за заболевшего сына. Командир пошел ей навстречу. В 17:38 лайнер взлетел. Однако задолго до этого были допущены критические ошибки в расчетах. Экипаж не учел экономию топлива из-за сокращенных процедур вылета и захода, а наземные службы в Красноярске ошиблись в определении массы пассажиров. В итоге реальный вес самолета при посадке составил 85,5 тонн вместо расчетных 78, что значительно превышало максимально допустимую посадочную массу и требовало увеличения скорости захода.

Неустойчивый заход на посадку

Полет до Норильска прошел нормально. На этапе снижения командир Шилак решил произвести заход в директорном режиме с включенным автоматом тяги. Этот режим должен был упростить пилотирование, автоматически рассчитывая оптимальные параметры. Однако из-за неучтенной температурной поправки самолет вышел на глиссаду ниже и ближе, чем положено. Автомат тяги поддерживал скорость 265 км/ч, рассчитанную на стандартную массу, в то время как для перегруженной машины требовалось 270 км/ч.

Самолет начал снижаться с большой вертикальной скоростью. Шилак, управляя вручную, пытался скорректировать траекторию, но ситуацию осложнил слабый попутный ветер, снесший лайнер. В попытке вернуться на глиссаду пилот отклонил штурвал от себя, скорость возросла до 275 км/ч, что было бы идеально для текущих условий. Но здесь вступил в противоречие автомат тяги, настроенный на 265 км/ч. Он резко сбросил режим двигателей, вызвав опасную потерю скорости.

Рычаги управления двигателем (РУД) на самолете Ту-154

Потеря управления и катастрофа

На малой скорости и большой высоте руль высоты потерял эффективность. Шилак ждал, что автомат добавит тягу, но этого не произошло. Самолет, испытывая недостаток скорости, начал опускать нос и стремительно терять высоту. Экипаж до упора потянул штурвалы на себя, но машина не реагировала. В кабине зазвучала сигнализация о близости земли.

Сохранилась расшифровка переговоров в последние секунды:

Отправитель: Не опускайтесь резко вниз, ниже 10.
Штурман: Забить-а!
ПОС: Продолжайте с инструментами.
Навигатор: Решение!
Клерк: Никакого спуска! Следуйте, не спускаясь, 480, перестаньте спускаться!
2П: Сумасшедший!
ФОТО: Снимите всех!
Бортинженер: Взлет.
Клерк: Идите во второй тур!
КВС: Уберите шасси! Трахнул нас.

Командир дал команду на уход на второй круг и перевел двигатели на взлетный режим, но было уже поздно. Шасси коснулось заснеженного поля в 470 метрах от взлетно-посадочной полосы. От удара самолет резко подбросило, он ударился хвостом и, практически не теряя скорости, врезался в каменную насыпь радиомаяка. Фюзеляж разрушился, но, к счастью, возгорания не произошло.

На месте ДТП. Порванная обшивка корпуса.

Последствия и помощь

На месте погибли 83 человека. В последующие дни от ран скончались еще 16, общее число жертв достигло 99. Выжили 68 человек (65 пассажиров и 3 члена экипажа), многие получили тяжелые травмы. Весь город Норильск мобилизовался для помощи пострадавшим. Людей доставляли в больницу на поездах и личных автомобилях. Медицинские учреждения были оперативно обеспечены всем необходимым, включая лекарства, оборудование и даже средства связи для общения с родными.

Среди выживших были люди с удивительными историями. Один пассажир, проводивший друга в аэропорту, решил лететь с ним, выпив перед этим. Он уснул и очнулся уже в снегу, будучи выброшенным из разрушенного салона. Бортпроводница Тамара Абелева, очнувшись после комы, сначала обижалась, что коллеги ее не навещают, не зная, что почти все они погибли.

На месте аварии

Причины и выводы расследования

Расследование выявило целый комплекс причин трагедии. Ключевой стала потеря продольного управления из-за снижения эффективности руля высоты на малых скоростях — конструктивный недостаток, выявленный еще на испытаниях Ту-154Б, но оставленный без внимания. Роковую роль сыграло противоречивое взаимодействие ручного управления и автомата тяги, который сбросил режим в критический момент. Экипаж слишком поздно осознал критичность ситуации для ухода на второй круг.

Важным фактором стали и грубые ошибки в расчетах массы и центровки перед вылетом, приведшие к значительной перегрузке. При этом действия командира Шилака были признаны правильными в сложившейся аварийной ситуации. Главным техническим выводом стало запрещение совместного использования директорного режима захода и автомата тяги в руководствах по летной эксплуатации.

Стюардесса, которую Шилак отпустил перед полетом к больному сыну, позже вернулась к работе. Ее сын, вдохновленный примером матери, также выбрал профессию бортпроводника.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиационных происшествий»; в Телеграмме

https://t.me/rumayday/

[мин]АвиацияЛетатьЛетатьПолетАэропортПилотСССРКатастрофаСобытиеГражданская авиацияАвиакатастрофаТу-154МатДлинный постОтрицательный 97

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Источник статьи: "Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском.