Линкор «Октябрьская революция»: путь от царского дредноута до защитника Ленинграда

Эта история рассказывает о судьбе одного из самых известных кораблей российского и советского флота — линейного корабля «Гангут», позже переименованного в «Октябрьскую революцию». Его служба, начавшаяся в эпоху Российской империи, продлилась почти полвека и достигла своего героического апогея в годы Великой Отечественной войны при обороне Ленинграда.

Линейный корабль «Гангут» во время постройки.

Зарождение морского гиганта

Чтобы понять, как этот корабль оказался на защите Балтики в 1941 году, нужно вернуться в 1909 год — именно тогда на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге началась его закладка. Строительство стало ответом на поражение в Русско-японской войне и отражало стремление императора Николая II восстановить морскую мощь страны.

«Гангут» в составе своей серии — первых русских дредноутов типа «Севастополь».

Корабль стал последним, четвёртым, в серии первых отечественных дредноутов типа «Севастополь». Его вооружение составляли 12 мощных 305-мм орудий, размещённых в четырёх трёхорудийных башнях, и 16 вспомогательных 120-мм пушек. Полное водоизмещение приближалось к 27 тысячам тонн. Хотя на момент проектирования эти линкоры не уступали мировым аналогам, к моменту вступления в строй в 1914 году они уже несколько отставали от новейших британских и германских кораблей. Тем не менее, для Балтийского флота они стали грозной силой.

Торжественный спуск «Гангута» на воду.

Испытания Первой мировой и революцией

Боевое крещение «Гангута» состоялось 11 ноября 1915 года, когда он участвовал в постановке минных заграждений у острова Готланд. Это, как ни парадоксально, стало его единственной боевой операцией в ту войну, хотя позже на этих минах подорвался немецкий крейсер «Дацинг». Основное время корабль провёл в порту Гельсингфорса (Хельсинки), где стал свидетелем нарастающих революционных настроений среди матросов.

Немецкий крейсер «Дацинг», повреждённый на минах, в постановке которых участвовал «Гангут».

Важной страницей в биографии корабля стало участие в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота в 1918 году. Эта рискованная операция под руководством капитана 1-го ранга Алексея Щастного была предпринята для спасения флота от захвата немецкими войсками и финнами. В тяжелейших ледовых условиях было выведено 236 кораблей, включая 6 линкоров. Несмотря на успех операции, её руководитель, Алексей Щастный, был вскоре необоснованно обвинён в измене и расстрелян.

Капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный, руководитель Ледового похода.

Корабли Балтийского флота во время Ледового похода.

Новая жизнь под советским флагом

После революции и Гражданской войны корабль семь лет простоял в консервации. Его второе рождение состоялось в 1925 году, когда он был введён в состав уже советского Военно-Морского Флота и получил новое, символичное имя — «Октябрьская революция». В межвоенный период линкор прошёл серию модернизаций, направленных на усиление его зенитного вооружения и улучшение живучести. Служба не обходилась без происшествий: были и пожары, и посадка на мель, и даже столкновение с крейсером «Аврора».

Линкор «Октябрьская революция» после модернизации в 1930-е годы.

Первые залпы: Советско-финская война

Свои главные орудия линкор впервые использовал в бою лишь через 25 лет после постройки — во время Советско-финской (Зимней) войны 1939–1940 годов. Он оказывал артиллерийскую поддержку сухопутным войскам, обстреливая укрепления противника. Например, 10 и 18 декабря 1939 года корабль выпустил 269 снарядов главного калибра по финской батарее у Саренпя. В этой кампании линкор не получил повреждений, а 69 членов его экипажа были удостоены государственных наград.

Внешний вид корабля значительно изменился после советских модернизаций, особенно за счёт надстроек и зенитного вооружения.

Модель линкора «Гангут» в его первоначальном виде.

«Гангут» в последние мирные дни перед уходом из Санкт-Петербурга, лето 1914 года.

Главное испытание: Оборона Ленинграда

Подлинным испытанием для ветерана стала Великая Отечественная война. С первых дней «Октябрьская революция» вступила в бой, её расчёты сбивали немецкие самолёты, пытавшиеся бомбить Ленинград и Кронштадт. 5 сентября 1941 года линкор открыл огонь из орудий главного калибра по наступающим немецким войскам в районе Красного Села, превратившись в мощнейшую плавучую батарею. Часть его артиллерии и экипажа была отправлена на сухопутный фронт.

«Октябрьская революция» на Неве во время Великой Отечественной войны.

Противник, ощутив мощь 305-мм снарядов, сделал корабли-линкоры одной из главных целей своей авиации. В сентябре 1941 года в результате прямого попадания авиабомбы был тяжело повреждён и сел на грунт однотипный корабль — линкор «Марат». Однако даже в таком состоянии он продолжал бой, ведя огонь из уцелевших орудий. «Октябрьская революция» же, несмотря на постоянные атаки, избежала фатальных повреждений, хотя в январе 1942 года получила пробоину ниже ватерлинии от вражеского снаряда.

Место попадания авиабомбы в линкор «Марат».

Повреждённый линкор «Марат», использовавшийся как неподвижная артиллерийская батарея. Палуба укреплена гранитными плитами.

Расчёт зенитных автоматов на линкоре «Марат», зима 1941 года.

Подвиги экипажа и завершение боевого пути

В январе 1943 года линкор участвовал в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. А в апреле того же года совершил подвиг командир зенитного расчёта старшина Иван Томбасов. При тушении пожара, возникшего после попадания вражеского снаряда, он в одиночку стал выбрасывать за борт снаряды, чтобы предотвратить их детонацию. Последний снаряд взорвался у него в руках, герой погиб, но ценой своей жизни спас корабль и многих товарищей.

Старшина первой статьи Иван Иванович Томбасов, герой Советского Союза (посмертно).

Памятник герою-зенитчику Ивану Томбасову.

Свой последний боевой залп «Октябрьская революция» сделала в июле 1944 года, поддерживая наступление советских войск на Карельском перешейке. За годы войны линкор стал настоящим символом стойкости, уничтожив множество вражеских огневых точек, артиллерийских батарей и самолётов, внося неоценимый вклад в оборону Ленинграда.

Закат эпохи: Учебный корабль и разборка

После Победы отслуживший почти полвека ветеран был переклассифицирован в учебный корабль. К сожалению, его судьба оказалась типичной для многих крупных кораблей того времени: в 1956 году он был исключён из состава флота, а в 1957-м — разобран на металл. Эта грустная страница истории не позволила сохранить уникальный корабль как памятник, подобно крейсеру «Аврора» или многим зарубежным линкорам-музеям.

На этом история легендарного линкора завершается. Его служба, начавшаяся при последнем российском императоре, стала олицетворением преемственности морских традиций и героизма советских моряков в самой страшной войне XX века.

Если вам интересна история военной техники, предлагаем также прочитать статью о советском танке с корабельной пушкой.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы!

#великая отечественная #история #война #история войны #корабли #world of warships #оружие победы

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Линкор «Октябрьская революция». Как царский линкор оборонял Ленинград?.