Эксплуатация и боевое применение многоцелевого разведчика р-10 (хаи-5)

Здравствуйте. Сегодня мы дополним наш обзор по первому серийному советскому многоцелевому разведчику Р-10. Ранее в разделе вышло две публикации, где было рассказано про историю его создания (Ссылка на статью) и основных конструктивных особенностях (Ссылка на статью). Разведчик Р-10 разрабатывался в рамках концепции универсального самолета. Закладываемые в него возможности позволяли решать задачи легкого бомбардировщика, разведчика и штурмовика. Однако он не в полной мере отвечал всем предъявляемым требованиям (особенно это касалось штурмовой спецификации). Параллельно с развертыванием производства Р-10, уже велась разработка более совершенных изделий в рамках конкурса "Иванов". Его победитель должен был стать основным универсальным самолетом данного класса и сменить в производстве Р-10. Не стоит забывать, что все эти события происходили в непростое для нашей страны время. Прокатившаяся во второй половине тридцатых годов волна репрессий оказала серьезное влияние на всю авиастроительную отрасль. Руководитель конструкторского коллектива И. Г. Неман, в котором создали Р-10 и разрабатывали на его основе ХАИ-51/52 (Ссылка на статью), был арестован и осужден. В конечном итоге на вооружение был принят многоцелевой самолет Су-2 (Ссылка на статью), а производство Р-10, которое продолжалось примерно до конца сентября 1939 года, было свернуто. По разным источникам всего было выпущено 493 экземпляра Р-10, которые поступили на вооружение различных частей входящих в состав ВВС, авиации пограничных войск и морской авиации. Новые самолеты предназначались для замены бипланов семейства Р-5 и Р-Z. Хотя на практике новые самолеты сначала скорее дополняли устаревшие изделия.

Рисунок самолета ХАИ-5 (Р-10). Источник: http://www.wardrawings.be/

Оценка Р-10 по результатам войсковых испытаний и начавшейся эксплуатации из строевых частей оказалась весьма противоречивой. Переход к схеме моноплана позволил существенно увеличить летные характеристики. Самолет получился быстрее и маневреннее своих предшественников, но при этом возрастала сложность в управлении (особенно при взлете и посадке). Кроме того Р-10 проигрывал по составу вооружения (как стрелкового, так и бомбового) штурмовым модификациям знаменитого Р-5 (это Р-5Ш и Р-5ССС). И это еще в конце тридцатых годов, когда штурмовики должны были использоваться в основном против пехоты и легкобронированных целей. Но самым главным недостатком нового самолета стали многочисленные производственные дефекты и недоработки отдельных элементов конструкции (в первую очередь шасси). Существующие технические проблемы и большое количество брака приводило к высокому уровню аварийности. К примеру во время подготовки к первомайскому параду 1938 года, в очередном тренировочном полете на Р-10, едва не погиб знаменитый летчик Я. В. Смушкевич. К сороковому году из почти четырех сотен машин, находящихся на вооружении, около ста была неисправна. Совокупность всех имеющихся проблем создавала крайне негативное впечатление о многоцелевом разведчике И. Г. Немана. Отрицательные отзывы поступали как со стороны летчиков, так и технического персонала. Постепенно, с 1939 года самолет снимали с вооружения штурмовых полков и определяли для решения чисто разведывательных задач. При этом из-за малой дальности полета и слабого оборонительного вооружения он чаще всего использовался только в качестве ближнего разведчика. А в середине 1940 года вообще было принято решение о снятии изделия с вооружения. Только отсутствие новой техники в нужном количестве отсрочило выполнение этих планов. И если бы не начавшаяся Великая Отечественная война, этот многоцелевой разведчик был бы окончательно выведен из состава боевых частей и благополучно списан.

Аварийная посадка разведчика Р-10. Источник: https://aviadejavu.ru/

Но Р-10 все же остался на вооружении, хотя большая часть машин была передана в учебные заведения для осуществления подготовки новых экипажей. В те страшные для нашей страны годы старались по максимуму задействовать практически все что могло летать, в том числе устаревшие и неудачные модели самолетов. И разведчик Р-10 не был исключением. Вообще непосредственно боевое применение самолета началось еще во время военных конфликтов конца тридцатых годов. Но даже тогда оно было весьма ограниченным. К примеру во время боев на Халхин-Голе, несколько десятков самолетов было включено в состав 1-ой армейской группы комбрига А. И. Гусева. А во время войны с Финляндией было задействовано несколько полков на вооружении которых находился Р-10. Также можно отметить их эпизодическое применение (к тому же только для разведывательных задач) в августе 1940 года во время присоединения Бессарабии. Как известно, в начале Великой Отечественной войны, наши войска понесли большие потери как в людях, так и в материальной части.

Обратите внимание: Знаменитый греческий меч КСИФОС: история, применение, реконструкция.

Что касается ВВС, то Р-10 в основном тогда находились на вооружении разведывательных эскадрилий в приграничных округах.

Разведчик Р-10. Источник фото https://aviadejavu.ru/

В качестве примера можно привести 7-ую РАЭ, которая действовала в составе 5-ой армии Юго-Западного фронта. Перед войной эскадрилья была переброшена на аэродром Котовеи неподалеку от Павлограда, а в конце июня на аэродром Осняки севернее Чернигова. На ее вооружении находилось не менее двух десятков самолетов Р-10, несколько У-2, И-15бис, один Р-5 и УТИ-4. Основная задача эскадрильи заключалась в осуществлении разведки по трем заданным маршрутам на расстоянии до 500 км от линии фронта. Первый маршрут был следующим: Чернигов - Мозырь - Туров - Новоград-Волынский - Житомир - Чернигов. Он занимал примерно 3,5 часа полёта. Второй маршрут: Овруч - Ровно - Дубно - Славута - Шепетовка - Житомир - Новоград- Волынский - Коростень - Овруч. Примерно 4 часа полёта. Третий маршрут: Овруч - Коростень - Малин - Радомышль - Коростень - Ирпень - Чернигов. Он занимал около 2 часов полёта. Помимо этого приходилось выполнять задачи по нанесению ударов по колоннам наступающих войск противника, а также вести корректировку огня артиллерии. Уже к началу сентября большая часть самолетов Р-10 была потеряна в ходе боевых действий или в результате летных инцидентов. Несколько раз эскадрилью перебрасывали с одного аэродрома на другой. 15 сентября один из уцелевших разведчиков был привлечен к эвакуации документов штаба 5-ой армии в Харьков. К тому времени было выполнено 478 боевых вылетов. В ноябре эскадрилья была расформирована. В целом же, к концу осени большая части самолетов Р-10 из других частей, также была потеряна.

Захваченный немцами разведчик Р-10. Источник фото: https://waralbum.ru/

Дальнейшая эксплуатация этого многоцелевого разведчика продолжалась в основном на Дальнем Востоке или в качестве учебных машин. Также стоит отметить применение самолета в составе боевой авиации ВМФ. К примеру разведчики Р-10 состояли на вооружении 23-его ШАП (Черноморский флот). Причем эти самолеты эксплуатировались там до середины осени 1943 года. После списания оставшихся разведчиков полк был полностью оснащен штурмовиками Ил-2. Повоевал Р-10 и на Балтике в составе 73-его БАП.

Разведчик Р-10 из состава 73-его БАП. Источник фото: https://aviadejavu.ru/

Самолеты также применялись для решения различных задач связанных с разведкой и нанесением ударов по объектам противника, в том числе и по морским целям. Скажем в конце августа 1943 года, группа Р-10 из состава 23-его ШАП атаковала немецкий конвой и районе косы Кривая и Беглицкая. При этом было потоплено несколько барж и сторожевых катеров. В целом эксплуатация Р-10 была полностью завершена в 1944 году. Последние машины использовались на Дальнем востоке и в Средней Азии.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, http://www.airwar.ru/, http://allaces.ru, http://www.wardrawings.be/, https://pamyat-naroda.ru/, https://aviadejavu.ru/, книга В.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга А.В. Чесалов. Испытания опытных самолетов, книга Техническое описание мотора М-25, книга В. Р. Котельников. Отечественные поршневые моторы, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга В.Р. Котельников. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945 годов, журнал Авиаколлекция, журнал Авиация и космонавтика, журнал Мир Авиации.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Эксплуатация и боевое применение многоцелевого разведчика р-10 (хаи-5).