Сколько раз американцы теряли и роняли свои ядерные боеголовки?

ИДИО-О-ОТЫ! Вы потеряли атомную бомбу! Её стоимость будет вычтена из вашего жалования, и вы будете служить пока вам не исполнится 510 лет, потому что вам понадобится именно столько лет, чтобы оплатить атомную бомбу, которую вы потеряли! (с) Неизвестный генерал США

Основной задачей любых вооруженных сил в мирное время является непрерывная боевая подготовка к вероятной войне. А стратегическая авиация в 50-х годах была единственным родом войск США, способным доставить ядерное оружие до территории СССР. Разумеется, поведение любого самолета в воздухе с подвешенным боезапасом/без него отличается, и потому экипажи желательно готовить к полетам с полной загрузкой. Почему для этого использовались достаточно дорогие бомбы, а не безопасные массогабаритные макеты? Неизвестно. Многочисленные самолеты США несли на борту ядерное оружие во время учебных, патрульных, транспортных и других полетов, и разумеется, иногда падали. Именно таким случаям, а так же причинам (НУ ТУПЫЕ), которым происходили на протяжении 18 лет посвящена эта статья.

P.s. О потере ядерных боеприпасов воздушного базирования в СССР известно немного: с большой долей вероятности можно утверждать, что таких инцидентов не было вообще — слава ММГ. Потери атомного оружия в СССР связаны с подводном флотом или баллистическими ракетами — тут уж США «остались далеко позади».

Немного о безопасности ядерного оружия.

Согласно нормативным документам, во время не боевых вылетов на атомных бомбах должно(!) отсутствовать (быть извлечено) плутониевое ядро или капсула, которое входило в конструкцию большинства атомных бомб в 50-е годы. Именно этот элемент после подрыва фугасной боевой части (БЧ) из обычного взрывчатого вещества (ВВ) запускал цепную реакцию и ядерный взрыв. Да и помимо этих "детонаторов" инженеры делали конструкцию бомб максимально надежной и устойчивой к внешним воздействиям и дуракам. Но все эти меры, хоть и снижали до минимума (но не исключали полностью) вероятность непреднамеренного ядерного взрыва, не влияли на еще два риска, которые появлялись в случае серьезной аварии с самолетом-носителем:

  1. Детонация фугасной БЧ с последующим разрушением конструкции и поражением окружающей местности взрывной волной и осколками, а так же потерей дорогостоящей бомбы.
  2. Радиационное заражение окружающей местности в результате повреждения оболочки ядерной боевой части взрывом/огнем/ржавчиной и последующей утечки радиационных веществ.

Все выше сказанное относится к ситуации, когда атомная бомба находится в «транспортной» конфигурации, а не в боевой. Но руководство ВВС США приняло все эти риски, и полеты с ядерным оружием стали обыденными и массовыми. Конец немного предсказуем.

Первому игроку приготовиться

И первый такой инцидент случился с самолетом B-36 "Миротворец". Всем был хорош этот бомбардировщик, но имел два недостатка:

  1. Планер самолета строился с широким использованием магниевых сплавов, а магний, как знает любой школьник, очень красиво и ярко горит.
  2. Двигатели B-36 тоже имели свойство красиво и ярко гореть по любому поводу. Их былинная "надежность" даже подарила самолету много прозвищ от летчиков, которым красивое керосиново-магниевое пламя почему-то совершенно не нравилось.

И вот 13 февраля 1950 года у очередного B-36 во время полета над Тихим океаном в районе Аляски из-за обледенения загорелся двигатель. Звучало бы смешно, если бы следом не вышло из строя еще три двигателя и не будь на борту атомной бомбы. Поняв, что до берега не дотянуть, экипаж сбросил ее в море, а сам покинул самолет на парашютах. Через неделю 12 из 17 летчиков были найдены и спасены, а бомба так и осталась лежать на дне моря. Ловили ли в тех краях гигантских двухголовых рыб за прошедшие 70 лет — неизвестно…

Первопроходец

B-29 вошел в историю как первый (и пока единственный) самолет, применявший ядерное оружие в боевых условиях. Построенный в большом количестве, этот самолет эксплуатировался и после Второй мировой войны.

Гора Мазано. Прекрасна и без рыжих деревьев.

11 апреля 1950 года вскоре после взлета из авиабазы Киртланд бомбардировщик с атомной бомбой на борту врезался в гору Манзано. 13 членов экипажа погибло, а вскоре, в результате возгорания разлившегося топлива разрушилась внешняя оболочка бомбы и взорвалась фугасная БЧ. Радиоактивная часть, к счастью, взрыв выдержала, а извлеченный детонатор предотвратил цепную реакцию.

Потеря управления.

13 июля 1950 года «тяжёлый стратегический бомбардировщик средней дальности» B-50 Superfortress, выполнявший тренировочный полет, по неизвестной причине потерял управление и врезался в землю недалеко от города Лебанон. Шестнадцать членов экипажа погибло. Повреждения бомбы аналогичны предыдущему случаю.

B-29 на максималках.

Корейская война

Через три дня после начала войны в Корее на авиабазе Андерсен острова Гуам было сформировано 19-е бомбардировочное авиакрыло, которое сразу же начало совершать боевые вылеты. Вскоре было принято решение перебросить на авиабазу «просто на всякий случай» десять атомных бомб Mark 4. 5 августа 1950 года у летевшего на Гуам B-29 с 20 членами экипажа и пассажирами на борту прямо на взлете началось неконтролируемый рост оборотов винта у двух двигателей, а вскоре после отрыва не убралось шасси. Экипаж попытался приземлиться, но плохо управляемый самолет рухнул и загорелся. Нескольким членам экипажа удалось выбраться самостоятельно и вынести раненых, но через 20 минут после начала пожара ВВ бомбы взорвалось. Погибло 19 человек (включая спасателей на земле), в том числе бригадный генерал Роберт Трэвис.

Mark 4. Содержит 2300 кг обычной взвывчатки.

Богатства природы

Река Святого Лаврентия — крупная водная артерия, соединяющая Великие Озера с Атлантическим океаном. Именно над ней у бомбардировщика B-50, перевозившего атомную бомбу с территории Канады в США, 10 ноября 1950 года вышел из строя двигатель. Опасаясь, что с бомбой и одним мертвым мотором сесть не удастся, экипаж сбросил боеприпас, установив высоту его самоподрыва на 760 метров. Детонатор фугасной БЧ сработал штатно, и 45 килограмм радиоактивного урана упали в реку. Напуганным взрывом жителям района было накинуто лапши на уши сообщено о применении учебных бомб и о том, что причин для беспокойства нет. Никаких очистительных мероприятий не проводилось, а ядерный характер аварии был признан только в 80-ые годы.

Без вести пропавший.

10 марта 1956 года над Средиземным морем бесследно исчез B-47 с двумя атомными бомбами. По плану полета самолет должен был дважды дозаправиться в воздухе, но со вторым танкером бомбардировщик так и не встретился. Широкомасштабные поиски не увенчались успехом.

Дозаправка в воздухе от поршневого танкера требовала титановых яиц.

Тем временем внизу…

Аварии с участием атомных бомб и самолетов происходили и на земле. 27 июля 1956 года на авиабазе Лейкенхит в Англии B-47 во время посадки выкатился за пределы полосы и врезался в склад, на котором лежали три атомные бомбы Mk-6. Кто разместил склад с вооружением на одной линии с ВПП - неизвестно, но аварийно-спасательная команда аэродрома смогла потушить пожар до того, как бомбы получили повреждения. Никто, кроме экипажа бомбардировщика, не погиб.

Авиабаза Лейкенхит в наши дни.

«Бурёнку жалко»

22 мая 1957 года недалеко от авиабазы «Киртлэнд» в Нью-Мехико из заходящего на посадку B-36 выпала водородная бомба Mark 17, упавшая всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». Из-за чего это произошло - власти скрывают неизвестно. При ударе о землю сдетонировала фугасная часть бомбы, но, к счастью, плутониевое ядро в ней отсутствовало, и поэтому вместо ядерного взрыва всего лишь произошло заражение территории площадью около полутора квадратных километров. А еще взрыв убил корову.

Mark 17 - самая тяжелая бомба, когда-либо стоявшая на вооружении США. 21 тонна массы и мощность 15 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

На взлете

Взлет и посадка не просто так считаются самыми опасными участками полета для любого пепелаца — в случаи аварии у экипажа нет запаса времени, скорости и высоты для принятия решения и его реализации. Именно такая ситуация сложилась 11 октября 1957 года на авиабазе Хомстед во Флориде — сразу после взлета у B-47 взорвалась одна из шин шасси. Это оказалось достаточно — самолет упал в километре от края полосы, а в пожаре почти полных баков осталась лежать одна атомная бомба. Лишь спустя четыре часа, когда большая часть топлива сгорела, пожарные приступили к тушению. Уже по традиции все ограничилось взрывом фугасной боевой части.

Обычная «мирная» авиабаза.

«В желтой, жаркой Африке…»

Вот вы знаете, зачем в Западной Африке нужно ядерное оружие? Автор статьи тоже не знает. А командование стратегической авиации США — знало! 31 января 1958 года бравые американские летчики несли свою службу в Марокко, очередной B-47 выполнял имитацию взлета, когда задняя стойка шасси подломилась на скорости в 45 км/ч. По неизвестной причине на этот раз бывшая внутри атомная бомба была в боевой, а не транспортной конфигурации. От удара произошел разрыв одного из топливных баков и возгорание, пожарники, не сумев за установленные нормативами 10 минут потушить пожар рядом с бомбой, смылись. Огонь потух спустя 7 часов, но, хотя на сей раз обычное ВВ не взорвалось, на месте катастрофы было обнаружено радиационное загрязнение. Властям Мароко сообщили что шерифа разумеется ничего не сказали.

На данном фото отлично видна конфигурация шасси несчастного 47ого.

«Таран — оружие героев!»

Ночью 5 февраля 1958 года истребитель F-86 ВНЕЗАПНО (для своего пилота и для экипажа бомбардировщика) столкнулся с B-47, выполнявшего тренировочный полет с водородной бомбой на борту. Пилот истребителя успешно катапультировался, а командир Стратоджета полковник Ховард Ричардсон решил побороться за свой самолет. Он смог вывести его из штопора и лишь после трех неудачный попыток приземлиться запросил разрешение сбросить бомбу Mk-15 в Атлантический океан, которое было получено. Позже полковника наградили Крестом летных заслуг, а безуспешные поиски утонувшей бомбы прекратили после следующей аварии.

Экипаж B-47. Ховард Ричардсон - крайний слева.

«Залезь, посмотри!»

Другой случай выпадения бомбы из самолета напрямую связан с кривыми руками и ногами экипажа. 11 марта 1958 на летящем с атомной бомбой внутри B-47 загорелась лампочка-сигнал о неисправности механизма фиксатора бомбы. Штурман пошел проверить, что там сломалось, и, чтобы получше его рассмотреть, залез на спусковое устройство, приведя его в действие своим весом. Трехтонная бомба Mk-6 проломила бомболюк и полетела вниз - прямо на жилой район деревни Марс-Блафф. И хотя ядерный сердечник в ту бомбу установлен не был, взрыв фугасной части авиабомбы оставил воронку 20 метров в диаметре и 10 метров глубиной, и лишь по счастливой случайности не убил, а лишь ранил шестерых человек включая трех детей. Даже штурман смог удержаться и не выпал из самолета. Кончился этот инцидент выплатой пострадавшим денежной компенсации от руководства ВВС и извинениями от экипажа.

Ныне воронка почти заросла травой

Два пожара за один месяц.

Ноябрь 1958 был откровенно неудачным для B-47. 4 ноября один бомбардировщик загорелся на взлете, из трех членов экипажа при катапультировании с высоты 500 метров один погиб. Взрыв фугасной БЧ оставил глубокую воронку, но не повредил ядерную часть. 26 ноября B-47 загорелся прямо на земле (причина либо не установлена, либо не рассекречена) — после было найдено загрязнение в пределах обломков самолета. И это вся информация, доступная в открытых источниках по этим происшествиям — Страна Свободы тоже кое-что знает о военных тайнах.

Первое столкновение

Дозаправка в воздухе не просто так считается сложной операцией - малейшая ошибка может привести к аварии или катастрофе. 15 (в других источниках 12) октября 1959 года именно во время дозаправки в воздухе B-52F столкнулся с KC-135 над Харденбергом. Пятеро из девяти членов экипажа бомбардировщика и все четверо на борту танкера погибли. Две атомные бомбы, упавшие с высоты десяти километров, были найдены без существенных повреждений.

B-52 выписывает кренделя.

Один низковольтный переключатель.

А вот 24 января 1961 года толстый полярный лис почти наступил. В тот день под Голдсборо потерпел катастрофу B-52G - вскоре после взлета самолет стал стремительно терять топливо из-за утечки, а затем, при снижении, начал разваливаться в воздухе. Пятерым из восьми членов экипажа удалось спастись, но две бомбы выпали из самолета. У одной из них раскрылся парашют, и она опустилась на землю с минимальными повреждениями. При этом во время спуска последовательно отключились три из четырех предохранителей, приводящих бомбу в боевое положение. Ядерный взрыв, чьей мощности хватило бы на половину восточного побережья США, был остановлен простым низковольтным переключателем.

Обратите внимание: Очумелые ручки в деле: американцы опять решили скрестить AR-15 и Ак..

Вторая бомба упала в заболоченную местность и разрушилась. В результате поисков большую часть обломков удалось извлечь, но урановый сердечник на дне болот так и не нашли, и потому их территория была выкуплена правительством и закрыт для простых людей.

Строительство могильника.

Спустя менее чем два месяца, 14 марта 1961 года произошел следующий инцидент. Не далеко от города Юба-Сити на высоте около 10 км у B-52 с двумя W39 сорвало одну из панелей остекления кабины летчиков. Из-за разгерметизации самолет опустился до 3000 метров, но на этой высоте существенно вырос расход топлива. "Дотянуть" до встречи с танкером или аэродрома бомбардировщик не смог, и экипаж покинул самолет. Командир катапультировался последним, предварительно отведя уже планирующий самолет от населенных районов. В этот раз защитные механизмы бомб сработали как надо, детонации и утечки не произошло. Меньше всего повезло пожарным - по пути к месту крушения они угодили в ДТП и один из них погиб.

W39. Она же Mark 39. Первая «легкая» термоядерная бомба — меньше 3 тонн водородного счастья.

Еще несколько случаев потери авиационного ядерного оружия, не относящихся к стратегической авиации.

Вез, вез, да не довез

Douglas C-124 Globemaster II стал первым транспортным самолетом в мире, способным перевозить танки целиком. Но помимо танков, пехоты и прочего металлолома он так же перевозил атомные бомбы, благодаря чему стал трехкратным героем этой статьи.

C-124 брутален и невозмутим.

28 июля 1957 в небе над Атлантикой два из четырех поршневых R-4360 по 3800 лошадей каждый потеряли мощность. Удержать загруженный самолет в воздухе на оставшихся двух было невозможно, и экипаж поочередно выбросил две из трех перевозимых бомбы в море. Взрывов на поверхности не наблюдалось, однако найти оружие на дне удалось. Сам самолет смог благополучно совершить аварийную посадку.

6 июля 1959 года C-124 разбился на взлете. Находившаяся внутри бомба, хоть и не взорвалась, получила в пожаре необратимые повреждения и была списана.

И, наконец, 11 октября 1965 года С-124 сгорел во время заправки на аэродроме. Уже загруженные в самолет несколько ядерных сердечников были повреждены огнем, однако утечка радиации была минимальной.

Не та кнопка

Помимо «стратегического» ядерного оружия, созданного для уничтожения городов, в США (да и не только) была создана целая серия тактических термоядерных бомб, которые мог применять почти любой самолет (их носителем в том числе был F-104...). Одна такая бомба, вместе с тремя подвесными топливными баками были установлены на стоявший на земле F-100 18 января 1959, когда во время учебной тревоги после нажатия кнопки стартера ПТБ были сброшены и загорелись. Аварийно-спасательной команде удалось за 7 минут потушить пожар, предотвратив разрушение оружия.

North American F-100 Super Sabre.

В морской авиации

Куда только не стремились запихнуть ядерную БЧ в пятидесятые годы — в снаряды, торпеды, неуправляемые и управляемые ракеты воздух-воздух и даже глубинные бомбы. С одной такой Mk.90 «Betty» на борту 25 сентября 1959 в заливе Пьюджет разбился P-5M Marlin. Неизвестно, сколько подводных рыб потопила эта бомба — найти ее так и не смогли, а меньше чем через год и вовсе сняли с вооружения за избыточную мощность и прочие недостатки.

Возвращаясь из Вьетнама

Следующая катастрофа случилась с самолетом Douglas A-4 Skyhawk. 5 декабря 1965 года с водородной B43 на пилоне A-4 поднимался на палубу авианосца "Тикондерога", шедшего из Вьетнама в Японию... И скатился с лифта авианосца в море. Ни летчик, находившейся в кабине, ни самолет, ни бомба так и не были найдены. Японии о том, что менее чем в 100 километрах от ее берега лежит потенциальный источник радиационного заражения, сообщили лишь в 1989 году.

***

Итак, за 1950-1961 в ВВС США произошел 21 инцидент, с повреждением/потерей ядерного оружия и всеми сопутствующими рисками. Но что изменилось за это время?

Во-первых, в 1959 были приняты на вооружение, а к 1961 стали относительно массовыми первые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) США SM-65 Atlas и серия ПЛАРБ (подводных лодок с аналогичными ракетами) «Джордж Вашингтон». Во-вторых, в 1959 была построена, а в 1961 вступила в строй BMEWS — система раннего предупреждения о ракетном ударе, т.е. вероятность внезапной атаки по США была значительно снижена. А знаете, что еще произошло в 1961 году? Была начата операция «Хромированный купол» — развернуто несколько полков стратегических бомбардировщиков B-52, часть из которых постоянно находилась в воздухе с полной боевой загрузкой!

Хитрый план империализма.

Автором этого плана был никто иной как Томас Пауэр, главком стратегической авиации и последний генерал ВВС США без высшего образования. Максимально коротко и информативно о нем можно рассказать двумя его цитатами:

Ответ на предложение перейти к более сдержанной и менее рискованной стратегии: Сдержанность? Почему ты так беспокоишься о том, чтобы сохранить им жизни? Суть идеи в том, чтобы убить (плохих людей). К концу войны, если в живых останутся только 2 американца и 1 русский - мы выиграли.

Ответ на слова ученого, рассказавшего генералу о влиянии радиационного излучения на здоровье и гены людей: Ты знаешь, мне ещё ни разу не доказали, что две головы не лучше, чем одна.

Желающие так же могут найти информацию о его своевольном поведении во время Карибского криза.

Чем был оправдан доказанный за прошедшее десятилетие риск новых аварий с ядерным оружием? «Сокращением времени готовности для нанесения ответной удара» и «Гарантия выживания хотя бы части бомбардировщиков после первого вражеской атаки по аэродромам». То есть стратегия «Хромированного купола» игнорировала существование BMEWS, заранее оповещавшей о «первом ударе» и дававшей запас времени на подготовку и взлет целых полков, игнорировала существование МБР морского и шахтного базирования, которые даже в случае уничтожения бомбардировщиков на аэродромах нанесут ответный удар и игнорировала тот факт, что «всегда находящиеся в воздухе» одиночки имеют околонулевые шансы прорваться через ПВО СССР. Но в конце концов генерал Пауэр смог пролоббировать свой план, и «Хромированный купол» начался 5 июня 1961 года.

В полете немного потрясет…

13 января 1964 года бомбардировщик B-52D, выполнявший патрульный полет над "Дикой горой" попал в зону сильной турбулентности, которая оторвала ему вертикальный стабилизатор. Поняв, что спасти неуправляемый самолет невозможно, экипаж покинул его. Две термоядерные бомбы, упавшие вместе с самолетом, были, ко всеобщему удивлению, найдены практически неповрежденными. Экипажу повезло меньше — из пяти человек двое умерло от переохлаждения и еще один, не имевший катапультного кресла, не смог выбраться из самолета.

За 3 дня до катастрофы на испытаниях другого B-52 в аналогичных условиях в Нью-Мехико случился такой же отрыв киля

Танцы на льду

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-58 Hustler мог нести пять термоядерных бомб и разгоняться до 2124 км/ч, но не мог гонять по обледеневшей полосе. 8 декабря 1964 года во время учебной тревоги один такой Хастлер слишком сильно разогнался и попал под реактивную струю ведущего. В результате самолет выскользнул с полосы, левая стойка шасси сломалась, а сам бомбардировщик загорелся. Один из трех членов экипажа погиб, все пять бомб были повреждены и дали утечку.

Мини-Валькирия

Над солнечной Испанией

17 января 1966 года в небе над Паломаресом в Испании, как и 7 лет назад над Хардинсбергом, столкнулись B-52G и KC-135. Оператор заправочной штанги, который должен корректировать сближение, по неизвестной причине не сообщил экипажу Боинга о их ошибочном движении. В результате штанга танкера ударила в верхнюю часть фюзеляжа B-52. От удара разрушился лонжерон и левая плоскость бомбардировщика отвалилась, а вспыхнувший огонь распространился по заправочной штанге и, достигнув KC-135, вызвал взрыв. Экипаж танкера, 4 человека, погиб мгновенно, а из 7 человек, находившихся на B-52 спастись смогли четверо. Обломки двух самолетов упали на Паломерас, к счастью, не убив никого на земле.

И вот тут самое время вспомнить, в рамках какой операции проходил этот полет. На борту B-52 находилось 4 термоядерных бомбы B28, упавших вместе с самолетом. У первой штатно раскрылся парашют, и она опустилась в устье реки, не разрушившись. У еще двух - нет, они рухнули на землю на скорости почти в 300 км/ч. Разумеется, от удара произошел взрыв обычного ВВ, что привело к утечке радиоактивных материалов. Были начаты широкомасштабные работы по очистке и ликвидации загрязнения. Однако повторные замеры местности в 2004 и 2006 году вновь обнаружили повышенный радиационный фон - по всей видимости, часть зараженных обломков до сих пор находится в земле.

Четвертая бомба спустилась на парашюте в море. Спустя 3 месяца поисков бомба была поднята с глубины 800 метров и обезврежена. Работы по подъему сопровождались несколькими авариями, а один из водолазов от полученных травм стал инвалидом.

Скрыть этот инцидент было невозможно, и потому он имел последствия. Испания закрыла свое воздушное пространство для самолётов со стратегическим оружием, а министр обороны США Роберт Макнамара начал настаивать на полном закрытии бессмысленной программы. Его предложение было встречено в штыки в руководстве стратегической авиации и конгрессе, и потому программа была лишь сокращена. Для ее закрытия потребовалась ещё одна катастрофа.

За полярным кругом

Туле. Самая северная авиабаза ВВС США. Здесь после сокращения программы "Хромированный Купол" продолжились полеты бомбардировщиков с подвешенным стратегическим вооружением. 21 января 1968 в очередной такой полет отправился B-52 с 4 термоядерными B28 в бомбовом отсеке и семью членами экипажа вместо штатных пяти.

Именно из-за одного из двух "запасных" людей на борту и случилась катастрофа. Третий пилот, майор Альфред д’Амарио, перед вылетом положил на вентиляционное отверстие системы отопления(под сиденьем штурмана-инструктора на нижней палубе) три подушки из обтянутого тканью поролона(и еще одну после вылета). Спустя некоторое время д'Амарио сменил второго пилота, ушедшего на отдых, и, решив, что в кабине холодно, включил дополнительное отопление. Пущенный по вентиляции горячий воздух из воздушного тракта двигателей попал на оставленные в салоне подушки и воспламенил их.

Штурман со второго раза обнаружил очаг возгорания, но погасить его силами экипажа не удалось. Огнетушители были израсходованы, электроснабжение отключилось, задымление нарастало. Командир корабля смог дотянуть до авиабазы и над ней приказал экипажу покинуть самолет. Всем, кроме ушедшего на отдых второго пилота, это удалось - он выбраться не смог. Вскоре потерявший управление бомбардировщик рухнул на лед примерно в 11 километрах от ВПП. Помимо разрушения бомб и разлета радиоактивных элементов из-за взрыва фугасной БЧ произошло воспламенение топлива. Огонь расплавил лед и большая часть обломков ушла под воду.

Работы по поиску обломков, а так же по очистке и дезактивации местности были начаты немедленно. Операция "Crested Ice" продолжалась до 13 сентября, и за это время было собрано и вывезено 6700 кубических метров зараженного снега и льда. Обследование дна с помощью глубоководных аппаратов позволило обнаружить и поднять обломки трех бомб - но четвертая так и не была обнаружена. К слову, датчане о истинной цели этих поисков проинформированы не были. Информация о заражении местности была рассекречена лишь в 1995 году.

Лишь после этой катастрофы Макнамара добился полного запрета на полеты самолетов с ядерным оружием. Лишь после этой катастрофы (не после Паломареса и Голдсберо!) были начаты НИОКР по повышению безопасности ядерного оружия, которые в конце концов привели к созданию низкочувствительной бризантной взрывчатки и ряда других защитных механизмов.

Какие выводы можно сделать из всех этих случаев, общей продолжительностью в 18 лет? Да самые общие. Невозможно застраховаться от всего и сразу, высокая должность не гарантирует столь же высокий интеллект, а после крупного трындеца научно-технический прогресс заметно ускоряется. Нам же остается надеется, что атомные бомбы и другое стратегическое вооружение никогда не будет массово приведено в боевое положение и отправлено по назначению.

Написано для Всратых авиаконструкторов

Автор статьи: Надоедливая Собака

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Сколько раз американцы теряли и роняли свои ядерные боеголовки?.