Искусство кубачинской чеканки: от легендарных кинжалов до филигранного орнамента

Дагестанские кинжалы, особенно созданные в знаменитом ауле Кубачи, на протяжении веков считаются эталоном оружейного искусства и желанным подарком для мужчин. Эта традиция уходит корнями в XIX век, а кубачинские клинки стали настоящим брендом, символом высочайшего мастерства.

Аул златокузнецов: история и легенды

Кубачи, который местные жители называют Угбуг, а его обитателей – угбуган («губители людей»), имеет богатую историю. Персы именовали его Зерихгеран, что означает «царство кольчужников», а турецкое название Кубачи переводится как «делатели кольчуг». О мастерстве кубачинских оружейников ходили легенды. Одна из них, переданная старейшим мастером Мусой Кулиевым, гласит: когда персы прислали тончайшую стальную проволоку с просьбой сделать такую же, кубачинцы вернули её, но уже просверленную насквозь, с посланием: «Мы из такого толстого металла трубы делаем». Эта история удивительно перекликается с легендой о тульском Левше, демонстрируя, как бродячие сюжеты находят отражение в разных культурах.

Тринадцать ступеней к совершенству: рождение клинка

Создание кубачинского кинжала – это тринадцать последовательных и сложных этапов обработки. Каждый мастер (бийху уста) владел своими секретами. Процесс начинался с оборачивания железной болванки качественной покупной сталью. Для заготовок часто использовали старые ножи, сточенные напильники или даже пружины вагонных буферов. Мастера брали сталь трёх сортов разной твёрдости, чередовали тонкие пластины в определённом порядке, многократно ковали и прокаливали их. После сварки железа и стали клинку придавали форму, выстругивали долы (желобки), затем обтачивали, шлифовали и чернили купоросом. Особое внимание уделялось закалке: для придания клинку одновременно твёрдости и гибкости его опускали в керосин, аммиак или нефть, так как считалось, что закалка в воде делает металл слишком ломким.

Знаменитый мастер Гаджи Курбанкадиев. Фото из интернета

Искусство украшения: от серебра до филиграни

Кубачинские мастера виртуозно работали не только с железом, но и с медью, серебром и золотом, перенимая и совершенствуя техники из Персии, Индии и Европы. Особое великолепие кинжалам придавала отделка ножен и рукоятей. Для этого использовали воронёное железо, кость, рог, перламутр, эмаль, дерево и кожу. Украшения выполнялись в разнообразных техниках: чеканка по серебру, позолота, насечка, чернь, зернь и филигрань. В XVIII – первой половине XIX века была популярна серебряная насечка по железу, а позже возросла ценность золотой насечки по железу и кости. Эта кропотливая работа требовала ювелирной точности: мастер наносил рисунок резцом, создавал точечные заусенцы по контуру, вбивал в узор золотую или серебряную проволоку, полировал и гравировал детали. Фон часто воронили, нанося масло или жир и нагревая металл, что придавало ему синеватый оттенок и защищало от коррозии.

Расцвет орнамента: билбунтунг гяче

До середины XIX века в орнаменте преобладали стилизованные растительные мотивы: розетки, бутоны, ромбы с цветами, звёздчатые розетки и удлинённые листья. Затем наступил золотой век кубачинского искусства, оформилась знаменитая техника билбунтунг гяче – чеканка, при которой узор создавался путём выбора фона и пластической доработки рельефа. Мастера создавали сложнейшие композиции, сочетая несколько видов орнамента, но всегда сохраняя ясность и логику построения рисунка. В качестве вставок среди серебряных деталей применялась инкрустация золотом по слоновой кости – техника бичибзиб гяче.

Знаменитый аул Кубачи

Детали и финальные штрихи

В оружии середины XIX века каждая деталь орнамента дополнительно гравировалась, становясь ещё богаче и пластичнее. Фон играл важную роль в общей композиции. Для украшения использовалась и зернистая филигрань (люссинхъуваллаг гяче) – мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные на поверхность. Ножны могли быть частично или полностью оправлены в серебро, контрастируя с чёрной кожей. Рукояти из абрикосового дерева или рога буйвола также отделывали металлом, тщательно прорабатывая лицевую сторону глубокой гравировкой с чернью.

Совет мастеров и вечная слава

В Кубачи существовал строгий совет мастеров (бийху уста), который определял качество работ. Споры часто решались практическим путём: мастерам давали одинаковое задание, и победитель определялся по результату. Лучшие из них не только получали материальное вознаграждение, но и становились гордостью аула. Их имена обрастали легендами, а слава передавалась из поколения в поколение, сохраняя наследие уникального искусства.

Мария ФИЛАТОВА

Полностью статья опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог» №3, апрель - июнь 2021 г.

#этнология #история #оружиеведение #Дагестан #наука #кавказ

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Билбунтунг гяче – кубачинская чеканка.