К началу Второй мировой войны Советский Союз заметно отставал в разработке стратегической авиации. Военные нужды заставили сосредоточить все силы на производстве фронтовых самолётов, что привело к значительному технологическому разрыву с Западом в области создания тяжёлых бомбардировщиков.
Неожиданный шанс догнать конкурентов появился в 1944 году, когда несколько американских стратегических бомбардировщиков B-29 совершили вынужденную посадку на советской территории. К этому времени в СССР уже активно велись работы по созданию ядерного оружия, и вопрос его доставки к цели становился не менее важным, чем сама бомба.
После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году Иосиф Сталин дал прямое указание авиаконструктору Андрею Туполеву скопировать B-29. В результате обратной разработки в 1947 году взлетел советский стратегический бомбардировщик Ту-4.
Появление Ту-4 стало большим шагом для советского авиапрома, но его дальности полёта (около 5000 км) было недостаточно для межконтинентальных миссий. Требовался принципиально новый носитель.
Гонка за дальностью и скоростью
Конструкторы упорно работали над увеличением радиуса действия. Уже в 1951 году был создан опытный самолёт «Изделие 85» с дальностью полёта до 12 000 км. Однако проект закрыли, так как на горизонте появилась новая угроза — реактивные истребители-перехватчики, летавшие на околозвуковых скоростях. Теперь бомбардировщику нужна была не только огромная дальность, но и высокая скорость.
В США в это время уже создавали будущую легенду — реактивный стратегический бомбардировщик B-52. Советское руководство, ожидавшее начала ядерного конфликта уже к 1954 году, потребовало от конструкторов срочно представить отечественный межконтинентальный реактивный бомбардировщик.
Ответом КБ Туполева стал не реактивный, а турбовинтовой самолёт. В 1952 году прототип Ту-95 впервые поднялся в небо. В 1955 году его продемонстрировали на Параде Победы, а в 1957 году бомбардировщик официально приняли на вооружение.
Обратите внимание: Стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird.
Конструкция и лётные данные
Ту-95 — это четырёхдвигательный моноплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Его экипаж из 9 человек размещён в двух гермокабинах. Интересно, что в самолёте нет катапультных кресел: аварийное покидание осуществляется через нижние люки.
- Длина: 46,17 м.
- Размах крыла: 50,04 м.
- Масса: 88 тонн.
«Сердцем» и главной особенностью Ту-95 стали уникальные турбовинтовые двигатели НК-12 мощностью 12 000 л.с. каждый. Каждый двигатель приводит в движение два соосных винта, вращающихся в противоположных направлениях, что обеспечивает высокий КПД и невероятную для турбовинтовой машины скорость.
- Максимальная скорость: 890 км/ч (рекорд для турбовинтовых самолётов).
- Практическая дальность: 12 100 км.
- Практический потолок: 11 800 м.
Самолёт способен выполнять задачи в любых погодных условиях, днём и ночью, благодаря современному (для своего времени) комплексу навигационного и пилотажного оборудования.
Вооружение и боевое применение
Первые модификации несли мощное оборонительное вооружение — три стрелковые установки с шестью 23-мм пушками АМ-23. Однако главной задачей была доставка ядерного оружия. Бомбовая нагрузка достигала 12 000 кг, а в грузовом отсеке можно было разместить свободнопадающие бомбы, в том числе ядерные.
В 1961 году Ту-95В вошёл в историю, сбросив самую мощную термоядерную бомбу в мире — «Царь-бомбу».
С появлением новых систем ПВО и сверхзвуковых перехватчиков Ту-95 в роли прорывателя ПВО уступил место более современным машинам. Однако его удачная и надёжная конструкция открыла путь для создания целого семейства самолётов специального назначения: разведчиков, самолётов ДРЛО, носителей крылатых ракет.
Большой потенциал для модернизации подтверждается тем, что глубоко модернизированные версии этого легендарного бомбардировщика, такие как Ту-95МС, остаются на вооружении ВКС России и по сей день, спустя почти 70 лет после первого полёта.
Ставьте лайк, если статья Вам понравилась! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
Больше статей: Су-75 «Чекмейт» | Су-57 | Су-27 | Миг-29 | Ту-160 «Белый лебедь» | F-22 «Raptor» | F-35 «Lightning II» | F-15 «Eagle» | B-1B «Lancer» | «Rafale» | XB-70 «Валькирия» | Ту-22 | Су-47 «Беркут» | МиГ-21 | F-16 | Су-25 | Т-4 «Сотка» | А-10 «Тандерболт 2» | F-111 | F-5 | Миг-25 | Миг-31
До встречи в разделе Милитари Клан!
#самолёты #бомбардировщики #авиация #военная техника #оружие #вооружение #вооруженные силы #история военной техники #истребители #оружие ссср
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: История создания Ту-95. Самый быстрый в мире турбовинтовой стратегический бомбардировщик.