Билбунтунг гяче – кубачинская чеканка

Дагестанские кинжалы были и остаются одним из лучших и желанных подарков для мужчин. Такой пиетет возник еще в XIX веке, и особой популярностью пользуются клинки, созданные в ауле Кубачи – настоящем бренде республики.

Кубачи величали аулом златокузнецов. На местном наречии он называется Угбуг, а жители – угбуган, то есть «губители людей». Персы именовали его Зерихгеран («царство кольчужников»). Кубачи – это уже турецкое название, означающее «делатели кольчуг». Старейший мастер Муса Кулиев передавал рассказ, услышанный им от прадеда: в давние времена персы, прослышав о кубачинском оружии, прислали тонкую как волосок стальную проволоку и предложили сделать такую же. В ответ пришла та же проволока, только просверленная насквозь, и записка: «Мы из такого толстого металла трубы делаем». Напоминает легенду о тульском Левше, но ведь теорию бродячих сюжетов никто не отменял!

Чтобы получился клинок, материал должен пройти тринадцать последовательных стадий обработки. Каждый бийху уста обладал своими секретами производства. Многое зависело от качества покупной стали, которой огибалась железная болванка кинжальной формы в самом начале процесса. Материалом для заготовок не только в Амузги, но и в других дагестанских селениях могли служить ножи, вышедшие из употребления, а в XIX – начале XX века нередко использовали сточенные напильники и даже пружины вагонных буферов. Брали сталь трех сортов разной степени крепости, тонкие пластины выкладывали, чередуя в определенном порядке, несколько раз ковали и прокаливали. Затем постепенно сваривали железо и сталь, выковывали холодным способом стержень рукояти, создавая облик кинжала, выстругивали долы-желобки. Затем клинок обтачивался, прокаливался, шлифовался камнем и чернился купоросом, окончательно полировался специальными деревяшками. Особые требования предъявлялись к закалке. Для твердости и гибкости изделия опускали в керосин, аммиак или нефть. Считалось, что закаленный в воде клинок мог быть слишком ломким.

Знаменитый мастер Гаджи Курбанкадиев. Фото из интернета

Кубачинским мастерам были одинаково знакомы железо и медь, серебро и золото. Некоторые способы обработки заимствованы из Персии, Индии, Малой Азии, Европы. Особое внимание уделялось украшению ножен и рукоятей. Использовались вороненое железо, кость, рог, перламутр, эмаль, дерево, кожа. Кинжалы украшались чеканкой по серебру, позолотой, насечкой, чернью, зернью, филигранью. Отделка требовала от бийху уста большого умения и художественного вкуса. В декоративном оформлении кинжалов и шашек XVIII и первой половины XIXвека чаще всего применялась серебряная насечка по железу. К XIX веку стала высоко цениться техника золотой насечки по железу и кости. Эта работа отличалась кропотливостью и трудоемкостью. Мастер резцом наносил рисунок по металлу, затем по линейному контуру узора проходился граненым острием, делая точечные заусенцы, сглаживал их слегка и вби­вал в узор проволоку из золота или се­ребра. Затем закреплял драгоценный металл, полировал, украшал детали рисунка гравировкой, воронил фон. Воронение происходило путем нанесения на металлическую поверхность масла или жира и последующего нагревания. В результате металл приобретал синеватый блеск, а также был в меньшей степени подвержен коррозии.

До середины XIX века в орнаменте преобладали профильные 3–5-лепестковые розетки на стеблях, сложные бутоны с вытянутым средним лепестком, ромбы с цветами, звездчатые розетки, трехдольные удлиненные листья. Затем наступил расцвет кубачинского искусства, когда, собственно, и оформилась билбунтунг гяче (чеканка). Создавались сложнейшие композиции, в которых сочетались несколько видов типичного орнамента. При большом разнообразии и насыщенности декоративного убранства всегда сохранялась ясность композиционной схемы, логика построения рисунка и его деталей, пластичность трактовки орнаментальных форм. Билбунтунг гяче отличается узором путем выбирания фона и пластической доработкой полученного рельефа. Подобная техника использовалась также мастерами резьбы по камню. В виде вставок среди серебряных чеканных деталей применялась инкрустация золотом по слоновой кости (техника бичибзиб гяче).

Знаменитый аул Кубачи

В оружии середины XIX века каждая деталь орнамента отрабатывалась дополнительной гравировкой, отчего она становилась богаче, пластичнее и более ясно читалась на фоне, который, в свою очередь, играл существенную роль в общей композиции узоров. Для украшения применялась зернистая филигрань люссинхъуваллаг гяче – мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные на поверхность ножен и рукояти. Иногда в серебро заключали только концы ножен, контрастно выделявшиеся на фоне черной кожи, в других случаях кинжал полностью оправляли в серебро.

Рукояти из плотного абрикосового дерева или рога буйвола только частично отделывали металлом. Мастер тщательно и детально разрабатывал лицевую серебряную поверхность глубокой прочеканенной гравировкой с чернью.

В давние времена в этом славном ауле существовал совет бийху уста. К определению качества созданной вещи подходили со всей строгостью. Часто возникавшие споры решали просто: мастерам давали одну и ту же работу, затем определяли победителя. Наиболее искусный получал не только материальную награду. Главнее то, что лучшие становились гордостью аула, рассказы о них превращались в легенды, а слава переходила из поколения в поколение.

Мария ФИЛАТОВА

Полностью статья опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог» №3, апрель - июнь 2021 г.

#этнология #история #оружиеведение #Дагестан #наука #кавказ

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Билбунтунг гяче – кубачинская чеканка.