Lincoln No.1 Machine: Первый прототип танка, испытанный в 1915 году

10 сентября 1915 года на полигоне близ Ланчестера состоялось событие, ставшее поворотным моментом в истории войн. В этот день вышла на испытания первая боевая машина, конструкция которой была ближе к современному представлению о танке, чем последующие английские «ромбы», французские «пеналы» или немецкие «крепости». Именно с этой даты началась танковая эра, продолжающаяся и спустя более века. В 2021 году День танкиста в России, отмечаемый 12 сентября, совпал с 106-й годовщиной премьеры первого настоящего прототипа танка.

Технические характеристики Lincoln No.1 Machine

No1 Lincoln Machine / Машина Линкольн №1

Страна: Великобритания

Производитель: W.Foster & Co

Год выпуска: 1915

Кол-во выпущенных: 1

Размеры без хвоста (с хвостом): 5.87 (8.08)×2.86×3.10 m

Боевая масса: 14 733 кг (примерно 16.5 тонн)

Экипаж: 6 человек

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol, 105 л.с.

Скорость: 3.22 км/ч

Вооружение: Vickers 2 Pdr (40 mm) Mk. II + 6 пулеметов Vickers 7.7 mm (0.303 in) (не устанавливалось)

Бронирование: 10-12 мм.

Где посмотреть: Бронекорпус танка, использованный в модернизированном варианте Little Willie, находится в Bovington Tank Museum (Великобритания).

Гонка вооружений и поиск решений

1915 год стал временем радикальных экспериментов и пересмотра военных доктрин для всех сторон Первой мировой войны. В то время как страны Центрального блока, казалось, надеялись победить, используя старую технику и тактику, Антанта активно искала новые решения. Франция за год испытала множество конструкций: боевой ромбоид Appareil Boirault, проволочные резаки Breton-Prétot Apparatus, бронированный каток Rouleau cuirassé Paul Frot, электрический ДОТ Cuirasse Aubriot-Gabert и бронетракторы. Главный вывод французов был однозначен: на поле боя будущее только за гусеничной техникой, но к реализации этой идеи они приступили лишь в 1916 году.

Франция. Боевая машина Appareil Boirault №2 с «гусеницей» из гигантских траков.

Системный подход Великобритании

Британцы подошли к вопросу создания бронетехники более системно, создав в феврале 1915 года при Адмиралтействе Комитет по сухопутным кораблям (Landship Committee). Изначально рассматривались самые фантастические проекты: огромные колесные «сухопутные линкоры» Fosters Big Wheeler, «крейсера» Pedrail «Sueter-Diplock» Landship, тральщики Tritton Trench Crosser и пулеметные миноносцы Killen-Strait Armoured Tractor. Однако главным итогом первых месяцев работы Комитета, включая поездку на фронт, стало четкое понимание, что только гусеничный движитель может обеспечить успех на изрытом воронками и траншеями поле боя. За это время также был сформирован круг ответственных лиц и поставщиков, которые в дальнейшем профессионально занимались танкостроением.

Трехгусеничный Killen-Strait Armoured Tractor, испытанный Комитетом.

Выбор компонентов для будущего танка

К лету 1915 года у Комитета были все составляющие будущего танка: концепция, производитель, двигатель и потенциальное вооружение. Ключевым стал выбор гусеничного движителя. На испытаниях 30 июня, которые посетили Уинстон Черчилль и Дэвид Ллойд Джордж, проверялись трехгусеничный Killen-Strait и сцепка американских полугусеничных тракторов Bullock Creeping Grip. Хотя сами схемы сочлененных машин были отвергнуты, гусеничный ход тракторов Bullock показал себя хорошо. Было решено заказать у компании Bullock удлиненные гусеничные движители для новой машины, способной преодолевать траншеи до 2 метров и воронки до 3.7 метров.

Сцепка тракторов Bullock Creeping Grip на испытаниях в Англии.

Для тяжелой бронированной машины требовался мощный двигатель. Выбор пал на 105-сильный мотор Foster-Daimler, который использовался на артиллерийских тягачах. Этот шестицилиндровый двигатель объемом 17.6 литров с бесклапанной системой газораспределения Найта отличался высокой мощностью, плавностью работы и надежностью.

Артиллерийский тягач Foster-Daimler 105 BHP Tractor — донор силовой установки.

Двигатель Daimler 105HP — сердце первого танка.

С бронекорпусом и вооружением вопросов у моряков, имевших опыт кораблестроения, было меньше. Планировалось установить в башню 40-мм скорострельную пушку QF 2-pounder Mark II (известную как «пом-пом»), хорошо знакомую флоту, и шесть пулеметов Madsen для самообороны.

Создание и конструкция прототипа

Контракт на сборку первого образца получила компания William Fosters & Co под руководством Уильяма Триттона. Работы начались 10 августа 1915 года. Бронекорпус представлял собой простую коробку из котельного железа толщиной 10-12 мм, на которую сверху устанавливалась круглая башня. Машина, построенная всего за 4 недели, получила название Lincoln No.1 Machine по месту производства. Экипаж должен был состоять из 6 человек: двух механиков-водителей, наводчика с заряжающим и двух-трех пулеметчиков. Управление осуществлялось подтормаживанием гусениц, а для помощи в поворотах сзади была установлена подпружиненная колесная тележка, выполнявшая также роль «хвоста» для преодоления траншей.

В историографии Lincoln No.1 Machine — это вариант с гусеницами Bullock и башней. Последующая модификация с новыми гусеницами и без башни известна как «Little Willie».

Фото: IWM Q 14542

Ходовая часть не была жестко связана с корпусом, а крепилась через центральную поворотную ось, что должно было улучшить проходимость. Однако гусеничные траки шириной 61 см, отлитые из марганцевой стали, оказались слабым звеном. Они плохо выдерживали вес машины и часто ломались или сбрасывались.

© IWM Q 70928

© IWM Q 70926

Испытания и эволюция проекта

Испытания прототипа начались 10 сентября на заводском полигоне, а 19 сентября машину продемонстрировали высокопоставленным военным, включая Уинстона Черчилля. Для секретности машину накрыли брезентом. Хотя было доказано, что гусеничная машина может передвигаться по сложной местности, выявились серьезные проблемы: ненадежные гусеницы сбрасывались и ломались. Lincoln No.1 Machine стал, по сути, демонстратором технологий, который указал на направления для доработки.

© IWM Q 70927

Неудачи с ходовой частью заставили Уильяма Триттона предложить радикально новую конструкцию гусениц, обкатывающих корпус. Бронекорпус Lincoln No.1 был использован для создания модернизированного прототипа, известного как «Little Willie», который стал важным шагом к созданию знаменитых танков-ромбов.

© IWM Q 14498

Фото: https://format72.ru/viewtopic.php?t=1866

Дополнительные материалы

О проектах, предшествовавших созданию первых танков, можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах.

О первых проектах английских танков, которые так и не пошли в серию, можно прочитать здесь:

Поиск выхода из тупика. Часть 14. Tritton Trench Crosser. 1915. Поворот в неправильном направлении.

Поиск выхода из тупика. Часть 16. Pedrail "Sueter-Diplock" Landship. 1915. Не время для драконов.

Поиск выхода из тупика. Часть 18. Elephant`s Feet. 1915. Слоновьи ноги не вариант.

Поиск выхода из тупика. Часть 15. Killen-Strait Armoured Tractor. 1915. Трехгусеничный танк.

В поисках выхода из тупика. Часть 13. Fosters Big Wheeler. 1915. Колесные танки от создателя «Ромбов».

О первых проектах французских танков можно почитать здесь:

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Поиск выхода из тупика. Часть 5. Appareil Boirault №2. 1916. Боевой французский ромбоид. Натурный образец.

Поиск выхода из тупика. Часть 07. Breton-Prétot Apparatus. 1915. Боевые ножницы для проволоки

Поиск выхода из тупика. Часть 6. Rouleau cuirassé Paul Frot. 1915. Колесный линкор на роликах.

Поиск выхода из тупика. Часть 08. Cuirasse Aubriot-Gabert. 1915. Колесный ДОТ на проводах.

Поиск выхода из тупика. Часть 09. Tracteur blinde Filtz-STG. 1915. Блиндированный трактор на полях Фландрии.

и российских:

Русский вклад в развитие танка. «Вездеходъ» Пороховщикова. 1915. Танк это или не танк?

Поиск выхода из тупика. Часть 3. «Нетопырь» Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк.

Источники

http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/little_willie.htm

https://tanks-encyclopedia.com/lincoln-no-1-machine/

‘The British Tank: 1915-1919’ by David Fletcher
‘Osprey New Vanguard 100, British Mark I Tank 1916’ by David Fletcher

Все танки Первой Мировой. Самая полная энциклопедия, Семен Федосеев

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)

http://icvi.at.ua/forum/569-22-1

David Fletcher; British Mark I Tank 1916; Osprey New Vanguard 100 ISBN 1841766895


David Fletcher; The British Tanks 1915-1919; Crowood Press Ltd.; ISBN 1861264003

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.