Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне

10 сентября 1915 года на поле полигона около Ланчестера выехала первая боевая машина, которая была больше похожа на танк, к виду которого привыкли за последние 100 лет, чем последовавшие за ней английские "ромбы", французские "пеналы" и немецкие "крепости". В этот день началась танковая эра, которая и через 106 лет заканчиваться не собирается. В 2021 году 12 сентября отмечается День танкиста в Российской Федерации, можно будет в этот день заодно отметить и 106 лет премьеры первого настоящего танка, точнее прототипа первого настоящего танка.

No1 Lincoln Machine/Машина Линкольн №1

Страна: Великобритания

Производитель: W.Foster & Co

Год выпуска: 1915

Кол-во выпущенных: 1

Размеры без хвоста (с хвостом): 5.87 (8.08)×2.86×3.10 m

Боевая масса: 14 733 ru (16.5 тонн?)

Экипаж: 6

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 03.22 km/ч

Вооружение: Vickers 2 Pdr (40 mm) Mk. II + 6 Vickers 7.7 mm (0.303 in) machine guns (не устанавливалось)

Бронирование: 10-12 мм.

Где посмотреть: Бронекорпус танка на модернизированном варианте Little Willie в Bovington Tank Museum (Великобритания).

1915 год стал для инженеров и военных всех воюющих стран в Первой мировой войне годом экспериментов и радикального слома понятий. Но по прежнему выглядело все так, как будто страны Центрального блока были свято уверены в том, что им удастся выехать на технике и тактике, с которой они начали войну и победить в ней не вводя новой техники. В это же время страны Антанты бросились в многочисленные эксперименты боевых машин поля боя. За год прошедший с начала войны французы испытали боевой ромбоид в двух вариантах - Appareil Boirault, разрезатели проволоки Breton-Prétot Apparatus, бронированный форт на катках Rouleau cuirassé Paul Frot, электротрехколесный ДОТ - Cuirasse Aubriot-Gabert и даже бронированные трактора Tracteur blinde Filtz-STG. Главный вывод к которому пришли французы, потратив время и силы на эксперименты, на поле боя есть место только гусенице. Но время уже было упущено и первые испытания французских гусеничных машин начались только в 1916-м году.

Франция. Боевая машина Appareil Boirault №2 с "гусеницей с гигантскими траками.

Англичане подошли к вооружению своей армии более вдумчиво и конечно, как это принято у англосаксов, в первую очередь создали несколько комитетов, что бы в итоге отдать бронетанковую технику под ответственность флотских адмиралов. Сначала будущими бронированными машинами занимались сами военные, 17-го февраля недалеко от Лондона в Shoeburyness они испытали полугусеничный трактор Holt 75 и пришли к выводу, что боевая машина на его шасси будет тяжела и дорога. Но моряки в Британии, в отличие от военных, привыкли решать проблемы собственными руками и подошли к вопросу системно. 15 февраля 1915 года при Адмиралтействе был создан Комитет по сухопутным кораблям (Landship Committee of the Admiralty), а 22 февраля прошло его первое собрание. В Комитет вошли полковник Р.Кромптон, лейтенант Альберт Стэрн и офицеры RNAS, которые уже имели опыт боевой работы с броневыми машинами, правда колесными. Поэтому не удивительно, что среди первоначальных проектов был и огромные колесные боевые машины - сухопутные линкоры - Fosters Big Wheeler, крейсера Pedrail "Sueter-Diplock" Landship, колесно-санные тральщики - Tritton Trench Crosser, пулеметные миноносцы - Killen-Strait Armoured Tractor. Основным итогом первого полугодия работы Комитета, включая и поезду на фронт во Францию, стало четкое понимание, что только гусеница может дать результат на поле боя. Но кроме этого вывода, за прошедшие полгода был сформирован круг ответственных лиц и поставщиков, которые в дальнейшем уже по профессиональному занимались танкостроением.

Трехгусеничный Killen-Strait Armoured Tractor, испытанный

К концу лета в руках у Комиссии уже были все составляющие будущего танка: шасси, двигатель, бронекорпус, оружие и главное - кто это все сможет произвести. Осталось все только сложить в одно. Самым сложным вопросом был выбор движителя. Что он должен быть гусеничным уже было понятно, но ведь и здесь были различные варианты. К итоговым испытаниям 30 июня 1915 года перед комиссией, в которую входили 1-й Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который в то время был "болен" идеей наземного броненосца, и тогда ещё Министр боеприпасов, а в будущем так же премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж, на полигоне фирмы Talbot, бывшей фактически главной базой развития бронированных автомобилей Королевской военно-морской авиации (R.N.A.S.) на Барби Роуд (Barlby Road), подготовили трехгусеничный бронированный трактор Killen-Strait и сцепку американских полугусеничных тракторов Bullock Creeping Grip Texas - California Gigant. В отличие от самой схемы сочлененной боевой машины, которая была, впрочем как и схема трехгусеничной, похоронена на испытаниях, непосредственно гусеничный ход тракторов Bullock показал себя достаточно хорошо. Расположение катков, их подвеска, тип гусеницы и возможность относительного качания гусениц, относительно корпуса полностью удовлетворили военных. Испытания показали, что опорную поверхность нужно было сделать существенно длиннее, что бы была возможность выполнить условия, которые были сформулированы офицерами после посещения европейского ТВД для новой боевой машины: противопульная броня, преодоление воронок диаметром до 3,7 метров, траншей до 2 метров и брустверов до 1,2 метров, преодоление проволочных заграждений, скорость не менее 4 км/ч. Новые удлиненные гусеничные движители были заказаны у той же фирмы Bullock Tractor Company of Chicago такого же типа, только длиннее и уже без трактора, только рама и гусеничный ход к ней прикреплённый. Еще было до конца неизвестно, на что будут установлены эти гусеницы, но заказ на 8-ми катковые движители уже был сделан в июле.

Спарка Bullock Creeping Grip Texas на испытаниях в Англии

Испытания различных машин так же показали, что если на 9-ти тонный трактор ещё нагрузить примерно столько же брони, амуниции и вооружения, то даже 75-ти сильного двигателя не хватит. К хорошему шасси был нужен мощный моментный мотор, и здесь далеко ходить не надо было. Самый мощный "сухопутный" двигатель внутреннего сгорания устанавливался в Британии на мощнейший артиллерийский тягач Foster-Daimler 105 BHP Tractor. Двигатель выпускала фирма Daimler, хорошо известная в кругах военных, а сам трактор собирала компания William Fosters & Co. Фирма Фостерс была уже хорошо известна Адмиралтейству, так как эти трактора выпускались по заказу управляющего директора артиллерийского завода в Ковентри (Coventry Ordnance Works) для осадных пушки Ordnance BL 15-inch howitzer (380-мм гаубица), чье производство было заказано военными моряками для обороны Парижа. К середине лета фирма Фостерс уже успела поучаствовать в нескольких проектах Комитета по сухопутным кораблям, она начала сборку одного из вариантов сухопутного линкора Fosters Big Wheeler и построила колесно-санный преодолеватель окопов - Tritton Trench Crosser. Таким образом надежный производитель, обладающий опытом работы по боевым машинам и главное имеющий оборудование для их выполнения, у моряков был.

Артиллерийский тягач Foster-Daimler 105 BHP Tractor

Тракторный двигатель мощностью 106 л.с., выпускавшийся фирмой Daimler Motor Company был самым мощным гражданским газовым двигателем. Его относительно большой вес не представлялся для задачи выпуска броневой боевой машины критичным. Параметры и конструкция двигателя были на самом высоком уровне развития моторостроения. Шестицилиндровый мотор объемом 17,6 литров был оснащен бесклапанной системой газораспределения системы Найта. Подача газовоздушной смеси и отвод отработанных газов производился через окна в стенках цилиндров, которые через систему рычагов и толкателей перекрывались подвижными цилиндрами, так же с соответствующими окнами. В автомобилестроении бесклапанные двигатели по типу Найта использовались производителями люксовых автомобилей Panhard et Levassor во Франции, тот же Даймлер в Англии, Минерва в Бельгии, Мерседес в Германии и Лаурин и Клемент в Богемии. Двигатели отличались малошумностью, высокой плавностью работы, отсутствием вибраций и высокой литровой мощностью. На "рабочие" машины такие двигатели ставил только английский Даймлер. Двигатель по своим характеристикам идеально подошел для проекта гусеничной боевой машины благодаря высокой мощности и моменту на валу.

Двигатель Daimler 105HP

С бронекорпусом для военных моряков вопросов не было совсем, имея опыт строительства бронированных казематов кораблей и бронекорпусов пулеметных и зенитных бронеавтомобилей, сделать железный ящик, в которое поставят двигатель, на который навесят гусеницы, а сверху установят башню с пушкой, не представлялось сложной проблемой. С оружием было более сложно. Оно должно было быть и достаточно легким с малой отдачей, что бы быть установленным в относительной легкой машине, легкой по сравнению конечно с кораблем, и в то же время обладать достаточным могуществом для поражения целей на поле боя, которые представляли собой укрепленные пулеметные точки. Так как задание писали моряки, а где моряки там и башни, то сверху на первый танк должна была быть установлена башня, в которую собирались поставить 40-мм скорострельную пушку - Quick Firing (QF) 2-pounder (40mm) Mark II, представлявшую собой очень большой пулемет Максима, которая активно использовалась моряками как вспомогательное оружие на флоте и была им хорошо известна. Первыми такую пушку установили на бронированный грузовик Паккард на Ижорском заводе. Эти машины входили в пулеметные взводы российских бронеавтомобильных сил и отлично себе зарекомендовали по сравнению с другими ранними пушечными броневиками, оснащенными другими орудиями, обеспечивая высокий темп стрельбы и достаточную мощность снаряда для поражения пулеметных гнезд. Против бетонной фортификации 40-мм Пом-помы были уже недостаточны, но такой задачи перед ними и не ставили. Для поражения пехоты первоначально предусматривалось оснащение боевой машины 6-ю ручными пулеметами Мадсен, которые должны были вести огонь через бойницы в бронекорпусе.

Контракт на сборку первого образца боевой машины получила компания William Fosters & Co под руководством управляющего директора Уильяма Триттона. Бумаги были подписаны 10 августа 1915 года, когда пришли гусеницы с рамой от американской фирмы Баллок. По заказу англичан гусеницы должны были иметь заметный прогиб снизу, но из Штатов пришли движители с равным расположением опорных колес и уже в Линкольне, сдвинув вниз три центральных колеса, создали хорошо заметный на фотографиях прогиб. Бронекорпус представлял собой коробку простейшей формы с приклепанными к металлической раме листами котельного железа толщиной 10-12 мм. Сверху на корпус устанавливалась простая круглая башня, в которую планировалось пушку типа Том-Том. Считается, что комплект чертежей на боевую машину был передан на завод из Комитета при Адмиралтействе Кромптоном (B.Crompton) и его ассистентом Ригби (Mr. Rigby). Производственная документация готовилась под руководством Уильяма Триттона. Lincoln No.1 Machine был построен всего за 4 недели и уже 10 сентября 1915 года вышел на заводской полигон. Название машина получила по имени города, в котором собиралась, но есть и альтернативные варианты - например ‘Tritton’, в честь главного конструктора, некоторые источники пишут, что сам Триттон называл и первую машину, и даже первый боевой танк Большой Вилли - Джагернаут ‘Juggernaut’. Официально же и первый вариант, и модернизированный назывались только Lincoln No.1 Machine.

Так как бронекорпус у первого варианта и его модернизации использовался один и тот же, в источниках принято называть машины, что Lincoln No.1 Machine это вариант с гусеницами Баллок и оружейной башней. Второй вариант машины с гусеницами Триттона и без башни принято называть "Маленький Вилли" - "Little Willy". Маскировка в виде названия "Танк" к этим машинам ещё не применялась.

Экипаж боевой машины должен был предварительно 6 бойцов - водитель и его помощник, расчет пушки из двух человек и два или три пулеметчика. Рулевые органы Линкольна находились в выступающей угловой части. В вертикальном листе над носом были прорезаны два закрывающиеся бронезаслонками окна для экипажа. При обстреле наблюдение за полем боя велось через щели в заслонках. Такая конструкция продержалась на всех тяжелых английских танках вплоть до конца войны. Два спонсона для пулеметов с подготовленными амбразурами почти во всю длину нависали над гусеницами. С каждой стороны было по три оружейных портах, закрывавшихся крышками.

Photo: IWM Q 14542

Боевая машина могла поворачиваться с помощью подтормаживания гусениц, но для более уверенного управления сзади была установлена подпружиненная колесная тележка, управлявшаяся из кабины. Основным способом управления был обычный тормозной дифференциал, но его использование вело к потере части мощности танка и для плоских поворотов обычно использовали дополнительную пару колес. Кроме того эти колеса играли роль дополнительного хвоста, который при проезде траншей обеспечивал дополнительную поддержку, не позволяя соскальзывать назад. Задние колеса Lincoln № 1 диаметром 1,37 метра использовались от трактора Foster-Daimler с выступающим центральным ребром на колесах. У машины Lincoln № 1 не было системы, которая могла бы поднимать задние колеса при необходимости. Сзади слева располагалась единственная дверь, через которую экипаж мог покинуть боевую машину.

© IWM Q 70928

Ходовая часть не была напрямую связана с корпусом машины. Все колеса, удерживающие гусеницу, были установлены на раме, которая затем была соединена с центральной поворотной осью, подобно конструкции трактора Bullock Creeping Grip, что позволяло трактору иметь высокую проходимость. Двигатель Даймлер располагался в задней части танка, частично перекрывая пространство под башней, что усложняло бы использование башенного оружия, если оно было бы установлено. Сейчас сохранившийся бронекорпус в музее в Бовингтоне внутри пустой, и точно предположить расположение узлов и агрегатов сложно. Радиатор установили в задней правой части машины, межгусеничный дифференциал располагался по центру боевой машины. Один механик-водитель отвечал за движение машины, контролирую обороты двигателя и управляя коробкой передач, так же от его руля поворачивались дополнительные колеса. Второй механик-водитель управлял поворотами боевой машины, подтормаживая гусеницы.

Гусеничные траки из литой марганцевой стали имели ширину 61 см (24 дюйма). На внутренней стороне пластины обеспечивали направляющую дорожку для опорных колес, натяжного колеса, звездочки и поддерживающие катки. Направляющие пластины могли немного поворачиваться, что бы обеспечить удержание гусеницы при высокой кривизне. Траки по мнению англичан были изготовлены плохо изготовлены и гусеничная лента не выдерживала вес машины. Можно предположить, что американский производитель сильно не заморачивался с разработкой нового удлинённого движителя, а просто собрал его из узлов уже имевшихся в распоряжении. Ходовая часть имела 8 опорных катков, 5 поддерживающих, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Первые испытания показали крайне низкий ресурс гусениц, которые не выдерживали даже несколько десятком километров. Так же были плохо согласован движитель с трансмиссией, он явно не был способен выдерживать повышенный момент, который создавал двигатель Даймлера.

© IWM Q 70926

Производство боевой машины шло поистине в военных условиях. Общее руководство по созданию Lincoln No.1 Machine осуществлял управляющий фирмой инженер Уильям Триттон, а помощь ему оказывал лейтенант резерва ВМС Уолтер Гордон. Несмотря на то, что фирма не входил в состав предприятий ВПК, её сотрудники фирмы, связанные с бронированным производством, были переведены на казарменное положение, им запрещалось покидать территорию без особого разрешения. Созданный практически за месяц прототип боевой гусеничной машины представлял собой собранные без серьезных доработок вокруг бронированного корпуса агрегаты. Такая работа не могла быть сразу успешной. Фактически получился своеобразный демонстратор технологий, даже не прототип, на котором можно было проверить заложенные базовые решения и наметить пути их корректировки уже для создания действующего прототипа.

Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года на заводском дворе фирмы Фостерс, а 19-го числа машину Lincoln No.1 Machine представили военным на полигоне в Кросс-О'Клифф-Хилл (Cross O’Cliff Hill) к югу от города Линкольн. На тестах присутствовали Юстас Теннисон д'Энкур, подполковником Эрнест Суинтон, майором Уолтер Гордон Уилсон, первым лордом. адмиралтейства Уинстон Черчилль. Для обеспечения секретности машины была закрыта тремя большими полотнами с названием фирмы Foster. Единственным неприкрытым местом было место вывода выхлопной трубы. С одной стороны показательные испытания прошли успешно - было подтверждено, что гусеничная боевая машина может передвигаться по полю боя, покрытому траншеями и воронками, преодолевать проволочные заграждения и наверно даже стрелять. Но с другой стороны именно этот вариант боевой машины показал себя плохо, главной проблемой было сбрасывание гусеницы при преодолении траншей. Судя по всему это происходило из-за того, что лента такой длины стала нежесткой, и, изгибалась в поперечном направлении. Кроме того, оказалось, что траки оказались просто неподходящими для машины такой массы, и просто лопались при движении. Ульям Триттон предложил радикально изменить гусеничный движитель на конструкцию по собственным чертежам.

© IWM Q 70927

Испытания Lincoln No.1 Machine дали конструкторам обширное поле для размышлений об улучшении конструкции, но так как времени было мало в Линкольне занялись частичной модернизацией, и начали с самого узкого выявленного места - движителя. Для снижения нагрузок на шасси было принято решение отказаться от башни, хотя задние управляемые колеса не показали ожидаемой эффективности, от них не отказались. 22 сентября 1915-года Триттон предложил новую систему гусениц при которой гусеничная лента обкатывала корпус по направляющим. Параллельно с развитием концепции танков-ромбов, которая реализовалась в железе к концу декабря 1915-года, было изготовлено новое шасси для Lincoln No.1 которое использовалось для испытаний гусеницы и отработки узлов подвески. Модернизированный прототип хоть и официально назывался Lincoln No.1 Machine, но за глаза его именовали "Маленький Вилли" - "Little Willy", в отличие от первого прототипа ромба - Большого Вилли.

© IWM Q 14498

Бронекорпус Lincoln No.1 Machine использовался в модернизированной машине, называвшейся Маленький Вилли, практические без изменений и сейчас его можно увидеть в Музее в Бовингтоне, правда с другим гусеничным движителем, без башни и без колесного хвоста. На фотографиях их музея хорошо виден закрытый башенный погон. На фотографии дальше за Маленьким Вилли хорошо виден танк-ромб и явная преемственность его бронекорпуса с прототипом танка.

Фото: https://format72.ru/viewtopic.php?t=1866

О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах.

О первых проектах английских танков, которые так и не пошли в серию можно прочитать здесь:

Поиск выхода из тупика. Часть 14. Tritton Trench Crosser. 1915. Поворот в неправильном направлении.

Поиск выхода из тупика. Часть 16. Pedrail "Sueter-Diplock" Landship. 1915. Не время для драконов.

Поиск выхода из тупика. Часть 18. Elephant`s Feet. 1915. Слоновьи ноги не вариант.

Поиск выхода из тупика. Часть 15. Killen-Strait Armoured Tractor. 1915. Трехгусеничный танк.

В поисках выхода из тупика. Часть 13. Fosters Big Wheeler. 1915. Колесные танки от создателя "Ромбов".

О первых проектах французских танков можно почитать здесь:

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Поиск выхода из тупика. Часть 5. Appareil Boirault №2. 1916. Боевой французский ромбоид. Натурный образец.

Поиск выхода из тупика. Часть 07. Breton-Prétot Apparatus. 1915. Боевые ножницы для проволоки

Поиск выхода из тупика. Часть 6. Rouleau cuirassé Paul Frot. 1915. Колесный линкор на роликах.

Поиск выхода из тупика. Часть 08. Cuirasse Aubriot-Gabert. 1915. Колесный ДОТ на проводах.

Поиск выхода из тупика. Часть 09. Tracteur blinde Filtz-STG. 1915. Блиндированный трактор на полях Фландрии.

и российских:

Русский вклад в развитие танка. "Вездеходъ" Пороховщикова. 1915. Танк это или не танк?

Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк.

Источники:

http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/little_willie.htm

https://tanks-encyclopedia.com/lincoln-no-1-machine/

‘The British Tank: 1915-1919’ by David Fletcher
‘Osprey New Vanguard 100, British Mark I Tank 1916’ by David Fletcher

Все танки Первой Мировой. Самая полная энциклопедия, Семен Федосеев

Фототека IWM (https://www.iwm.org.uk/)

http://icvi.at.ua/forum/569-22-1

David Fletcher; British Mark I Tank 1916; Osprey New Vanguard 100 ISBN 1841766895


David Fletcher; The British Tanks 1915-1919; Crowood Press Ltd.; ISBN 1861264003

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.