Идея разместить на подводной лодке самолет и применять его при разведке, родилась еще во время первой мировой войны. После первой мировой, тема актуальности не потеряла и довести ее до ума пробовали немцы, англичане, французы, итальянцы, пыли опытные работы и в СССР, но везде все сошло на нет, не выйдя дальше уровня опытных разработок.
Первый японский самолет разведчик для подводной лодки E6Y1. Картинка с http://www.airwar.ruНе испугались трудностей и довели до серийного производства эти системы только в Японии. Планируя свою версию захвата жизненного пространства, японский штаб ясно видел проблему с получением оперативной информации с огромных просторов Тихого и Индийского океанов. В начале двадцатых годов радиолокация была еще в зачаточном состоянии, основную нагрузку по разведке японское командование возлагало на подводные лодки дальнего радиуса действия. Но возможности подводной лодки на тот момент были весьма ограничены, через перископ особо много не увидишь, а разведка в надводном положении лишала скрытности. Из всего этого решение о применении самолетов запускаемых с подводных лодок, выглядело для японцев более чем логичным, маленький самолет на высоте заметить в разы труднее чем всплывшую подводную лодку.
Проведя эксперименты с запуском самолета с воды, японцы остались недовольны и приделали к подлодке пневматическую катапульту. Отработав теорию было сформулировано техническое задание как по лодке-носителю, так и по самолету.
Обратите внимание: Почему первый "огнестрел" положил конец господству доспехов, если он их не пробивал?.
Прототипом послужил британский поплавковый самолет "Парналл Пето". На его базе и родился первый японский самолет подводного базирования E6Y1, он же тип 91 от японской фирмы Yokosuka, забавное название. Серийный плод трудов фирмы "Каваниси", построено 8 штук. Картинка с http://www.airwar.ruСамолет хранился в двух ангарах цилиндрах, располагавшихся за центральной рубкой подводной лодки, фюзеляж в одном, крылья и поплавки в другом. Сборка и разборка были делом хлопотным и не очень устраивали моряков, а сопротивление от ангаров при движении под водой негативно сказывалась на характеристиках лодки. Характеристики самого самолетика, отмасштабированной в сторону уменьшения копии прототипа, были весьма скромными, скорость 186 километров в час, дальность на крейсерской скорости в 138 километров в час 600 километров. Вооружение не предполагалось в принципе, задача была иной, прилетел - увидел - улетел. Первой подводной лодкой официально оснащенной самолетом разведчиком в японском флоте стала I-5. Ее заложили 30 октября 1929 года и приняли в строй 31 июля 1932 года.
Японская подводная лодка И-5, на виде сверху отчетливо видны контейнеры для самолета. Картинка из свободных.Первый раз и лодка и самолет применялись при "Шанхайском инциденте" и позже в японо-китайской войне, а затем уже и во второй мировой.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Первый японский самолет подводного базирования.