Jeffery Armored Car. . Не комом

В 1915 году на фирме Thomas B. Jeffery Company в штате Висконсин начали инициативную разработку броневиков на шасси своих полноприводных грузовиков Quad. И хотя машины получались интересные, понимания у военных долго найти не получалось.

Jeffery Armored Car/Бронированный автомобиль на шасси Джеффери Квад

Страна: САСШ

Производитель: Thomas B. Jeffery Company

Год выпуска: 1915

Кол-во: 1

Экипаж: 3-4

Бронирование: 3,8-5,1 мм

Вооружение: 1хHotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun

Боевая масса: 4 тн?

Шасси: Jeffery Quad 4017

Двигатель: Buda, 5.1 L, 4L, 28 л.с.

Американские военные у первого броневика, возможно с другим пулеметом
Эта статья рассказывает об американской боевой машине на шасси грузовика Jeffery Quad 4017. Предыдущую статью о российских бронеавтомобилях на том же шасси можно прочитать здесь: Колесный танк Поплавко. "Джеффери". 1916. Серийные "Слоны Ганнибала" так и не ставшие танками.

История колоборации полного колесного привода и брони имеет странную и извилистую историю. Первый "нормальный" бронеавтомобиль представленный широкой военной публике был, как это не удивительно и полноприводным и с башней. Ему видимо не повезло с "родителями" - австро-венгерское командование было самым консервативным среди всех "великих" участников Великой войны. И отличная боевая машина Austro-Daimler Panzerwagen, построенная ещё в середине первого десятилетия не получила развития.

Austro-Daimler Panzerwagen, 1904-1905

И хотя в 1913-1914 во Франции (Рено, Латил) и САСШ (FWD, Jeffery Auad) появились вполне пригодные для бронирования полноприводные грузовики, на них, как шасси для блиндирования, даже не смотрели. Виной этого были сами военные, они сначала вообще не представляли себе необходимость в мобильных боевых машинах, а затем долго не понимали зачем они на поле боя. И даже когда уже сотнями для Российской Армии, флота и армии Великобритании, пехоты Франции строились бронированные машины на шасси легковых автомобилей и коммерческих грузовиков, полноприводные машины шли только в логистику. Первыми реально применять бронемашины на полном приводе решились в России, когда была выпущена серия в 30 броневиков, которые в литературе называют Джеффери-Поплавко, предназначенных для прорыва оборудованной линии обороны. Но весь проект был скорее случайностью, когда из бронирования грузовика снабжения чуть не получился танк.

Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко, 1916 год

В итоге на поле боя сразу выехал гусеничный танк, а полноприводные бронеавтомобили стали случайной веткой процесса автомобилизации, и к полномасштабному использованию такого типа бронемашин пришли уже только в разгар Второй мировой войны. Но чем хороши были Северо-Американские Соединенные Штаты в начале века, это креативными способностями и реализацией этих способностей. Не зря именно в САСШ с её огромными пространствами и отсутствием нормальных дорог родились первые массовые полноприводные грузовики FWD и Jeffery Quad 4017. С началом войны главный администратор (суперинтендант) фирмы Джеффери (Thomas B. Jeffery Company), к тому времени активно продвигавшей на рынок свои Квады, Джери Де Коу (Jerry De Cou), предложил построить на полноприводном шасси бронированный автомобиль. Полноприводное шасси Джеффери было и полноуправляемым, что обеспечивало бы отличную проходимость и малый радиус разворота.

Jeffery Quad 4017

Единственным недостатком американских полноприводных грузовиков была относительно низкая грузоподъемность, дополнительные редукторы и валы для обеспечения полной проходимости снижали возможную нагрузку, так у Jeffery Quad 4017 при массе пустого 2,427 килограмм нагрузка составляла всего 3,000 фунтов (примерно 1,361 kg). Это ограничивало возможности бронирования. Но Джери Де Коу не просто хотел бронировать грузовик, для военных было предложено новое шасси с задним постом управления. Конструкция полноуправляемой трансмиссии легко позволяло интегрировать второй пост. Необходимость применения второго поста в Америке узнали из отчетов о боевом применении первых бронемашин в Бельгии и России.

15 мая 1915 года публике было широко анонсировано "Первое Американское шасси Боевой машины с задним управлением". Дальнейшая ранняя история бронеавтомобилей на шасси Джеффери скрыта за туманом времени. Обобщая информацию из различных источников можно предположить, что на первых трех шасси было построено три разных типа броневиков с различными типами бронирования. Один из вариантов, с низким корпусом и одной башней, в итоге превратился в серийную машину для Канадской Армии, второй высокий двухбашенный вариант уехал воевать с Першингом в Мексику, а третий с восьмиугольной центральной надстройкой оказался бесполезным и развития не получил. В каком порядке были выпущены различные варианты броневика уточнить не удалось, поэтому большая часть информации должна идти с пометкой "вероятно".

Исключительно с точки зрения, того, что первая машина должна быть самой простой, хотя это может быть и не верно, можно предположить, что именно вариант с низким корпусом и одной вращающейся башней был первым, построенным на самом заводе Джеффери. Броневики Джеффери интересны тем, что это исключительно инженерные проекты, строившие машины конструктора практически не представляли себе реальных боевых требований, только отголоски в прессе, и американским, где простота, удобство и технологичность ставятся в первую линию решаемых задач. Итогом "первого бургера" стал точно не ком, но и не реальная боевая машина. Броневой корпус, построенный из 0,15 и 0,2 дюймовых листов поставленных Bethlehem Steel Corporation, был все равно тяжелым для шасси, броня тонкой, не обеспечивавшей даже защиту от винтовочных пуль с закаленным сердечником, а размеры большими.

Бронированный корпус представлял собой узкий пенал с уширением под круглой башней. Над головой водителя устанавливалась небольшая рубка. Башня было высокой и пулемет 1хHotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun мог вести огонь с большими углами склонения. Просторная башня обеспечивала удобство для стрелка. Построенная в первой половине 1915-го года машина не заинтересовала американских военных, но возможно приглянулась канадцам, которые как раз искали производителя для оснащения второй бронеавтомобильной бригады.

Эта статья рассказывает об одном из прототипов боевой машины на шасси грузовика Jeffery Quad 4017, следующую статью о американских машинах на шасси этой машины можно будет прочитать здесь: Полноприводный броневик Джеффери. Jeffery Armored Motor Car. 1915. Двухбашенный прототип для американской армии.

Другие статьи на тему полноприводных броневиков:

О грузовиках Jeffery Quad можно прочитать здесь: Тактический транспорт САСШ, Часть 2. Jeffery/Nash Quad. "Шишига" по американски. 1913.

О первом полноприводном броневике Austro-Daimler Panzerwagen, прочитать здесь: Austro-Daimler Panzerwagen (Austro-Daimler PzWg). 1905. Первый настоящий бронеавтомобиль

О российских броневиках Джеффери-Поплавко начало цикла статей здесь: Колесный танк Поплавко. "Чародей". 1915. Неожиданный прототип.

Источники:

STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40

ALSO BY ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)

Станислав Кирилец "Бронеавтомобили Джеффери". Техника и Вооружение. 2021, №3

Станислав Кирилец "Вездеход в Квадрате - "Джеффери". Грузовик-пресс. 2021, №4

https://topwar.ru/72920-amerikanskie-broneavtomobili-pervoy-mirovoy-voyny.html

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Jeffery Armored Car. . Не комом.