
Сохранившийся экземпляр "Штуки" в музее Великобритании.
Бронирование и оборудование кабины стрелка-радиста
Бронирование кабины.
Задняя часть кабины стрелка-радиста, включая стенку и пол, была защищена съёмными бронеплитами толщиной 8,5 мм. Дополнительную защиту обеспечивали броневые вставки в боковых стёклах фонаря и небольшой колпак на экране пулемётной установки. Эта броня была рассчитана на защиту от пуль калибра 7,62 мм, однако её наличие серьёзно ограничивало обзор для стрелка. Кабина закрывалась общим фонарём с кабиной пилота, задняя секция которого была подвижной и интегрирована с пулемётной установкой. Для посадки стрелка эта секция сдвигалась назад, а для аварийного покидания самолёта в воздухе — сбрасывалась целиком. Конструкция замка была признана удобной и надёжной.
Оборудование кабины стрелка-радиста.
В кабине размещалась стандартная комплектация: приёмно-передающая радиостанция, самолётное переговорное устройство, кислородный прибор и органы управления радиоаппаратурой. Все приборы были расположены удобно, с учётом рабочей позы стрелка лицом к хвосту. Общие размеры кабины и компоновка оборудования позволяли стрелку-радисту эффективно выполнять свои обязанности.
Оценка оборонительных возможностей и лётных данных
Защита хвоста была признана совершенно недостаточной. Это касалось как калибра оборонительных пулемётов, так и качества бронирования, а также обзора из стрелковой точки. Ситуацию усугубляло отсутствие нижней пулемётной установки для защиты от атак снизу. Единственным дополнительным элементом защиты пилота была нижняя вертикальная бронеплита.

Трофейный Ju 87 в экспозиции музейного комплекса в Верхней Пышме.
Лётно-технические характеристики самолёта значительно уступали современным на тот момент советским машинам. Максимальная скорость у земли составляла 334 км/ч, на высоте 1400 м — 351 км/ч, а на 4350 м — лишь 382 км/ч. Практический потолок был 6500 метров, а набор высоты 5000 метров занимал 18,5 минут. Низкие показатели объяснялись большим аэродинамическим сопротивлением, вызванным неубирающимся шасси, подвесными закрылками, тормозными решётками, воющими сиренами («иерихонскими трубами»), многочисленными подкосами и внешними тягами.
Длина разбега составляла 405 метров, а пробег с использованием тормозов и щитков — 425 метров.
Пилотажные и эксплуатационные качества
Самолёт отличался исключительной устойчивостью на пикировании, без тенденций к самопроизвольному углублению или рысканию. Скорость в пике нарастала медленно, что объяснялось малой удельной нагрузкой на крыло и общим высоким сопротивлением. Время прямолинейного пикирования с углом 40 градусов составляло 21 секунду, а с углом 70 градусов — 9,5 секунд. Однако манёвренность в горизонтальной плоскости была низкой: при выполнении боевого разворота самолёт набирал всего 180 метров высоты.
Техника пилотирования оценивалась как простая, доступная лётчикам средней квалификации. Управляемость и устойчивость (кроме близкой к нейтральной продольной) были хорошими. Конструкторы «Юнкерса» уделили много внимания автоматизации и облегчению работы пилота. К таким решениям относились:
- Автоматическая установка триммера на пикирование при выпуске воздушных тормозов.
- Автоматический вывод из пикирования после сброса бомб.
- Звуковой сигнал сирены при достижении высоты выхода из пикирования.
- Автоматическое переключение скоростей нагнетателя двигателя.
- Синхронизация выпуска закрылков с изменением угла стабилизатора и зависанием элеронов.
- Автоматическое регулирование состава топливно-воздушной смеси на крейсерских режимах.
Для улучшения взлётно-посадочных качеств была широко применена механизация. Управление элеронами было связано с закрылками, что увеличивало эффективность последних. Амортизация шасси, реализованная с помощью стальных пружинящих колец, работала мягко и была проста и безопасна в эксплуатации.
Обзор из кабины пилота вперёд был удовлетворительным, а по сторонам — хорошим. Наличие смотрового люка в полу между педалями значительно облегчало прицеливание и ввод в пикирование.
Оценка систем и оборудования
Бронирование кабины пилота (толщиной 5-10 мм) было признано удовлетворительным для защиты от пуль калибра 7,62 мм. Двигатель и моторная установка работали надёжно и были просты в обслуживании. Особый интерес советских специалистов вызвала система перекачки топлива и масла с использованием сжатого воздуха от нагнетателя двигателя, которая работала безотказно и могла быть рекомендована для внедрения в отечественной промышленности. Системы охлаждения и маслоснабжения обеспечивали нормальные температурные режимы на всех режимах полёта.
Стрелковое вооружение особого интереса не представляло, но была отмечена полезность автоматической перезарядки неподвижных пулемётов. Полезным новшеством были линии на плексигласе фонаря, проградуированные в углах пикирования, что помогало пилоту точно выдерживать нужный угол атаки.
Заключение и рекомендации
Заключение
По своим основным лётным данным Ju 87D3 значительно уступал современным ему самолётам. Однако простота пилотирования и устойчивость позволяли использовать его для боевых задач днём и ночью. При этом отмечалось, что все типы советских истребителей, штурмовиков и скоростных бомбардировщиков могли успешно бороться с «Юнкерсом-87».
Для изучения и возможного заимствования отечественной промышленностью представляли интерес:
- Система перекачки горючего и масла сжатым воздухом.
- Автомат переключения скоростей нагнетателя.
- Электрический расходомер топлива.
- Конструкция радио-полукомпаса, точного и контактного высотомеров.
- Автомат ввода и вывода из пикирования.
- Конструкция воющих сирен и их системы управления.
- Механизм зависания элеронов.
Было признано целесообразным внедрить на советских штурмовиках смотровой люк в полу кабины пилота по образцу Ju 87.
Конец.
Первую часть читайте здесь: Трофейный Ю-87 на испытаниях в СССР
Дополнительные материалы по испытаниям трофейного Ю-87D советскими летчиками читайте здесь: Отзывы пилотов ВВС СССР, летавших на трофейной "Штуке"
Обратите внимание: Эсминцы Японии. Часть шестая. Сравнение с одноклассниками. Окончание.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Трофейный Ю-87 на испытаниях в СССР - окончание.