Крупнейшая техногенная катастрофа XX века, взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, потребовала беспрецедентных усилий по ликвидации её последствий. Тепловой взрыв на четвёртом энергоблоке привёл к выбросу в атмосферу колоссального количества радиоактивных веществ, многократно превышавшего последствия атомной бомбардировки Хиросимы.

Вертолёт над ЧАЭС
Первые дни и недооценка масштабов
Первоначально власти не до конца осознавали весь ужас произошедшего. Эвакуация жителей города-спутника Припять началась лишь спустя сутки. В последующие недели была сформирована зона отчуждения, а к работам привлекли десятки тысяч ликвидаторов: пожарных, военных, учёных и инженеров.
Воздушная операция по сдерживанию радиации
Ключевой задачей стало подавление цепной реакции и изоляция разрушенного реактора. Для этого с вертолётов в его пылающее жерло сбрасывали тонны свинца, песка и бора. Авиация, в первую очередь вертолёты, стала главным инструментом в первые, самые критические недели. Лётчики работали в нечеловеческих условиях: на минимальной высоте прямо над эпицентром, получая огромные дозы радиации. Каждый вылет длился считанные минуты, но был жизненно важен.

Ми-26 над Чернобыльской АЭС
Работа велась круглосуточно. Вертолёты не только сбрасывали грузы, но и доставляли оборудование, обеспечивали наблюдение дозиметристов. Эти полеты по праву считаются одними из самых опасных миссий за всю историю ликвидации.
Строительство саркофага и новая опасность
После частичной стабилизации обстановки начался новый этап — сооружение защитной оболочки, «Укрытия» или саркофага, чтобы изолировать реактор от окружающей среды. Параллельно шла масштабная дезактивация территории. Для осаждения радиоактивной пыли с вертолётов распыляли специальные клеящие составы, такие как поливинилацетат.

Строительство саркофага
Обратите внимание: Крупнейшая авиакатастрофа и хаос в эфире.
К началу октября 1986 года строительство саркофага близилось к завершению. 2 октября на территории станции в честь этого события проходил торжественный митинг. В разгар мероприятия два вертолёта Ми-8 с позывными «Кубок-1» и «Кубок-2» выполняли очередной рабочий вылет. Один нёс свинец и песок, другой — клеевой состав для дезактивации.Роковая ошибка и гибель экипажа
Первый вертолёт выполнил задание успешно. Второй, «Кубок-2», при заходе на сброс груза над строящимся саркофагом задел лопастями несущего винта тросы строительного крана. Винт разрушился, и машина камнем рухнула у подножия энергоблока. Весь трагический момент был заснят на камеру присутствовавшей съёмочной группы.

Момент крушения из сериала "Чернобыль"
На борту находились четверо: командир экипажа капитан Владимир Воробьёв, бортинженер старший лейтенант Леонид Христич, штурман старший лейтенант Александр Юнгкинд и пассажир Николай Ганжук. Все они погибли и были посмертно награждены орденами Красной Звезды. Память о них увековечена мемориалом на вертолётной площадке рядом с четвёртым энергоблоком.
Эхо трагедии и тайна расследования
Отголоски той аварии находили спустя десятилетия. В декабре 2017 года при демонтаже конструкций машинного зала были обнаружены фрагменты рулевого винта и хвостового оперения разбившегося вертолёта.

Фрагмент рулевого винта
Для расследования причин катастрофы была создана правительственная комиссия с участием Особого отдела КГБ. Однако официальный отчёт так и не был обнародован. Согласно неофициальным данным, причиной могло стать ослепление командира экипажа лучами солнца, что привело к потере пространственной ориентации и роковому столкновению.
Расследования авиакатастроф в Телеграм:
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Авиакатастрофа над Чернобыльской АЭС.