Трагедия в небе над Чернобылем: как погиб вертолёт при ликвидации аварии

Крупнейшая техногенная катастрофа XX века, взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, потребовала беспрецедентных усилий по ликвидации её последствий. Тепловой взрыв на четвёртом энергоблоке привёл к выбросу в атмосферу колоссального количества радиоактивных веществ, многократно превышавшего последствия атомной бомбардировки Хиросимы.

Вертолёт над ЧАЭС

Первые дни и недооценка масштабов

Первоначально власти не до конца осознавали весь ужас произошедшего. Эвакуация жителей города-спутника Припять началась лишь спустя сутки. В последующие недели была сформирована зона отчуждения, а к работам привлекли десятки тысяч ликвидаторов: пожарных, военных, учёных и инженеров.

Воздушная операция по сдерживанию радиации

Ключевой задачей стало подавление цепной реакции и изоляция разрушенного реактора. Для этого с вертолётов в его пылающее жерло сбрасывали тонны свинца, песка и бора. Авиация, в первую очередь вертолёты, стала главным инструментом в первые, самые критические недели. Лётчики работали в нечеловеческих условиях: на минимальной высоте прямо над эпицентром, получая огромные дозы радиации. Каждый вылет длился считанные минуты, но был жизненно важен.

Ми-26 над Чернобыльской АЭС

Работа велась круглосуточно. Вертолёты не только сбрасывали грузы, но и доставляли оборудование, обеспечивали наблюдение дозиметристов. Эти полеты по праву считаются одними из самых опасных миссий за всю историю ликвидации.

Строительство саркофага и новая опасность

После частичной стабилизации обстановки начался новый этап — сооружение защитной оболочки, «Укрытия» или саркофага, чтобы изолировать реактор от окружающей среды. Параллельно шла масштабная дезактивация территории. Для осаждения радиоактивной пыли с вертолётов распыляли специальные клеящие составы, такие как поливинилацетат.

Строительство саркофага

Обратите внимание: Крупнейшая авиакатастрофа и хаос в эфире.

К началу октября 1986 года строительство саркофага близилось к завершению. 2 октября на территории станции в честь этого события проходил торжественный митинг. В разгар мероприятия два вертолёта Ми-8 с позывными «Кубок-1» и «Кубок-2» выполняли очередной рабочий вылет. Один нёс свинец и песок, другой — клеевой состав для дезактивации.

Роковая ошибка и гибель экипажа

Первый вертолёт выполнил задание успешно. Второй, «Кубок-2», при заходе на сброс груза над строящимся саркофагом задел лопастями несущего винта тросы строительного крана. Винт разрушился, и машина камнем рухнула у подножия энергоблока. Весь трагический момент был заснят на камеру присутствовавшей съёмочной группы.

Момент крушения из сериала "Чернобыль"

На борту находились четверо: командир экипажа капитан Владимир Воробьёв, бортинженер старший лейтенант Леонид Христич, штурман старший лейтенант Александр Юнгкинд и пассажир Николай Ганжук. Все они погибли и были посмертно награждены орденами Красной Звезды. Память о них увековечена мемориалом на вертолётной площадке рядом с четвёртым энергоблоком.

Эхо трагедии и тайна расследования

Отголоски той аварии находили спустя десятилетия. В декабре 2017 года при демонтаже конструкций машинного зала были обнаружены фрагменты рулевого винта и хвостового оперения разбившегося вертолёта.

Фрагмент рулевого винта

Для расследования причин катастрофы была создана правительственная комиссия с участием Особого отдела КГБ. Однако официальный отчёт так и не был обнародован. Согласно неофициальным данным, причиной могло стать ослепление командира экипажа лучами солнца, что привело к потере пространственной ориентации и роковому столкновению.

Расследования авиакатастроф в Телеграм:

https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Авиакатастрофа над Чернобыльской АЭС.