Незваный гость над облаками: как создавали и как сбили легендарный разведчик U-2

В разгар холодной войны 1950-х годов гонка вооружений между СССР и США достигла нового накала. Особую тревогу американского командования вызывал советский стратегический бомбардировщик М-4 («Молот»), серийное производство которого, по данным разведки, набирало обороты. ЦРУ оценивало парк этих машин, способных нести ядерное оружие, в 250 единиц, что создавало серьезную угрозу. Однако эти сведения были получены косвенными методами, в частности, по порядковым номерам на бортах самолетов, что не вызывало полного доверия даже у самих аналитиков. Требовались точные данные, но добыть их было негде — воздушное пространство СССР оставалось неприступным.

Перед США встала сложнейшая задача: в кратчайшие сроки создать самолет-разведчик, способный проникнуть вглубь советской территории и остаться незамеченным. Так началась сверхсекретная программа, результатом которой должен был стать аппарат, летающий там, где до него никто не бывал. На разработку отводилось всего несколько месяцев.

Характеристики новой машины: инженерный прорыв

Техническое задание было беспрецедентным: самолет должен был достигать рабочей высоты в 21 километр — выше, чем мог подняться любой существующий тогда летательный аппарат. Ключом к решению стали минимальный вес и невероятно большой размах крыла. К 1956 году проект, получивший название Lockheed U-2, был готов, однако его рождение сопровождалось трагедиями. В ходе испытаний погибли три летчика-испытателя, что подчеркивало сложность и новизну конструкции.

U-2 был и остается уникальной машиной. Его фюзеляж легкий, а крылья — чрезвычайно длинные и тонкие, что обеспечивает выдающуюся аэродинамику на больших высотах. Однако такая конструкция сделала самолет крайне сложным в управлении, особенно на взлете и посадке. Для облегчения веса использовалась оригинальная система шасси: основные стойки сбрасывались после взлета, а для посадки применялись дополнительные, устанавливаемые под крылья. Из-за ограниченного обзора из кабины пилоту во время этих критических фаз помогал автомобиль сопровождения, водитель которого по радио сообщал о расстоянии до земли.

Секретное фотооружие: глаза холодной войны

Lockheed U-2 был не просто самолетом, а летающей разведывательной платформой, оснащенной по последнему слову техники. Его главным оружием была гигантская аэрофотокамера компании Perkin Elmer. Она могла за один пролет снять полосу земли шириной 150 километров и длиной до 3000 километров.

Обратите внимание: Внезапное падение в Таллинском заливе.

С высоты 18 километров камера различала объекты размером всего 76 сантиметров, что позволяло вести детальную разведку военных объектов.

Первый разведывательный полет над территорией СССР состоялся 4 июля 1956 года. Взлетев с базы в Висбадене (ФРГ), U-2 прошел над Москвой, Ленинградом и ключевыми балтийскими портами. Этот полет стал для американцев настоящим откровением: советские системы ПВО самолет не обнаружили. Даже если бы его и засекли, существовавшие на тот момент истребители и зенитные ракеты не могли поразить цель на такой высоте. Американцы были уверены в своей неуязвимости.

С 1956 по 1960 годы U-2 совершил 24 успешных разведывательных полета над СССР. Благодаря этим миссиям ЦРУ впервые узнало о строительстве космодрома Байконур и, наконец, получило точные данные о количестве бомбардировщиков М-4, которое оказалось значительно меньше первоначальных оценок. Однако, переоценив советскую авиацию, американцы совершили роковую ошибку, недооценив возможности советской противовоздушной обороны.

Роковой вылет и удачный ракетный пуск: конец эры безнаказанности

Эпоха безнаказанных полетов завершилась 1 мая 1960 года. В этот день на боевое дежурство заступил расчет зенитно-ракетного комплекса С-75 под командованием майора Михаила Воронова, начальника штаба дивизиона.

В 8:53 утра по свердловскому времени ракета, выпущенная его подчиненными, поразила U-2, летевший на высоте 20 700 метров. Цель была поражена с первой попытки. Самолет развалился в воздухе. Пилот, капитан Фрэнсис Гэри Пауэрс, с трудом катапультировался и был задержан на земле. Позже советский суд приговорил его к 10 годам лишения свободы за шпионаж, но в феврале 1962 года его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Фрэнсис Гэри Пауэрс. Источник — Википедия

Судьбы главных действующих лиц этой истории сложились по-разному. Фрэнсис Пауэрс погиб в 1977 году в авиакатастрофе, управляя гражданским вертолетом в Калифорнии. Полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Воронов мирно скончался в 2022 году в Туапсе, прожив 103 года.

Михаил Романович Воронов. Источник — Википедия

История расставила все по своим местам без лишнего пафоса. Человека, сбитого с небесной высоты, настигла смерть в мирной жизни. Командир, отдавший роковой приказ о пуске, прожил долгую жизнь, пережив и своего оппонента, и страну, которой верно служил.

Технологии меняют мир, но за ними всегда стоят люди. С их гениальностью, амбициями и фатальными ошибками. Обо всем этом — в авторском канале "ТехноДрама".

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Незваный гость над облаками... Карьера и падение U-2.