Первый американский истребитель танков: история создания и боевого применения 75 mm Gun Motor Carriage T12

История 75 mm Gun Motor Carriage T12 — это рассказ о первом американском истребителе танков, который успел повоевать. Его создание стало ответом на стремительное развитие событий в Европе в 1940 году.

Срочный ответ на европейский кризис

Летом 1940 года военное руководство США было шокировано скоростью, с которой пала Франция и оказалась отброшена к своему побережью Великобритания. Стало очевидно, что подготовка к возможному крупномасштабному конфликту велась недостаточно быстро. Требовалось срочно наращивать военный потенциал, в том числе и в области самоходной артиллерии. Основной проблемой был дефицит подходящих шасси, особенно для средних и тяжелых орудий. Серийное производство танков, идеальных носителей, только предстояло развернуть.

На фото: полугусеничный бронетранспортер M3 и 75-мм полевая пушка M1897A4 на маневрах 1941 года. Орудие готовят к стрельбе прямой наводкой по танкам. Именно такая связка натолкнула на идею создания самоходки.

Американский путь полугусеничных машин

В отличие от многих других стран, которые рассматривали полугусеничные шасси в первую очередь как тягачи или грузовики, американцы сделали ставку на бронированные боевые машины с полным приводом. Ключевую роль в этом сыграл конструктор Гарри Нокс, который в конце 1930-х годов сумел усовершенствовать резинометаллическую гусеницу, создав надежную и эффективную конструкцию. Результатом его работы стало появление целого семейства удачных машин: разведывательного бронеавтомобиля M2, бронетранспортера M3 и минометного носителя M4, стандартизированных осенью 1940 года.

Первый образец самоходной установки T12 в процессе сборки.

Рождение идеи истребителя танков

Изначально для борьбы с бронетехникой планировалось использовать 37-мм пушки, но понимание их скорого морального устаревания привело к поиску более мощных решений. Параллельно с разработкой истребителя танков T1 на 76-мм зенитном орудии рассматривался и другой вариант — проверенная 75-мм полевая пушка M1897A4 (американская версия знаменитой французской «75-мм образца 1897 года»). Летом 1941 года на Абердинском полигоне родилась простая и гениальная идея: не таскать пушку за тягачом, а установить ее прямо в кузов серийного бронетранспортера M3. Уже 3 июля 1941 года проект был официально утвержден под индексом 75 mm Gun Motor Carriage T12.

Рабочая группа майора Роберта Икса справилась с созданием прототипа менее чем за месяц — невероятно короткий срок для американского ВПК того времени.

Рекордные темпы разработки

Руководителем проекта назначили майора Роберта Икса — известного специалиста, одного из авторов фундаментального справочника по бронетехнике. Взяв за основу серийный M3 и пушку M1897A4, его группа к 19 июля, то есть менее чем через месяц после утверждения идеи, представила готовый опытный образец. Такой скорости способствовала удачная компоновка бронетранспортера, в боевом отделении которого без особых переделок поместилась качающаяся часть орудия со штатным щитом.

Использование готовой, хорошо отработанной базы M3 стало главным фактором, позволившим создать машину в рекордные сроки.

Конструктивные особенности T12

Орудие установили на тумбу в передней части боевого отделения, обеспечив сектор обстрела примерно 40 градусов по горизонту. Под тумбой разместили укладку первой очереди на 19 снарядов. Для стрельбы с большими углами склонения в лобовом бронелисте кабины сделали специальный вырез. Главным тактическим преимуществом машины была ее мгновенная готовность к бою: не требовалось возиться с упорами или сошниками — достаточно было остановиться, откинуть лобовой щиток и открыть огонь. При выстреле машину лишь слегка откатывало назад, после чего она возвращалась на место.

Вырез в откидном лобовом щитке позволял опускать ствол орудия для стрельбы на пониженных углах.

В окончательном варианте топливные баки перенесли в корму для безопасности, в задней части установили тумбу для крупнокалиберного пулемета, а общий боекомплект довели до 59 выстрелов. При всех этих изменениях боевая масса осталась на уровне базового бронетранспортера — около 9,1 тонны, что позволяло сохранить высокую подвижность и скорость до 72 км/ч.

Вид на боевое отделение T12 при откинутом лобовом щитке.

От испытаний к серийному заказу

Испытания, прошедшие в июле-августе 1941 года, подтвердили жизнеспособность концепции. T12 был признан лучшим на тот момент средством моторизации противотанковой артиллерии. Вместе с тем, выявились и недостатки: теснота для расчета, уязвимость фар при стрельбе и недостаточная защита орудийного щита. Однако времени на доработки почти не было — уже 16 июля, еще до окончания испытаний, был отдан приказ о переделке 36, а затем и 86 серийных бронетранспортеров M3 в вариант T12. Производство поручили компании Autocar.

Несмотря на высокий силуэт, T12 был удачным компромиссом, созданным в условиях дефицита полноценных танковых шасси.

Боевое крещение и служба

Первые 36 машин уже в августе 1941 года поступили в 93-й противотанковый дивизион и приняли участие в учениях. Судьба остальных 50 машин оказалась связана с Тихим океаном. Предвидя японскую угрозу, их направили на Филиппины для усиления обороны острова Лусон под командованием генерала Макартура. Три дивизиона, вооруженных T12, приняли участие в тяжелых боях за полуостров Батаан. Хотя особыми успехами эти машины не отметились, часть из них была захвачена японцами в исправном состоянии и использовалась ими вплоть до 1945 года. К тому времени американская армия уже применяла усовершенствованную серийную версию этой самоходки, стандартизированную как GMC M3, история которой заслуживает отдельного рассказа.

Первые учения с участием GMC T12, Форт-Мид, август 1941 года.

Список источников:

US NARA

Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presition Press, 2001

Фотоархив автора

Предыдущие статьи по американским колесным и полугусеничным САУ:

Американская противотанковая 37-мм самоходная артиллерийская установка Gun Motor Carriage T2/T2E1 на базе Bantam BRC 40

Gun Motor Carriage T8 и другие машины на специальном шасси Ford Swamp Buggy

Опытный колесный истребитель танков Gun Motor Carriage T14 на базе Willys MB

Колесная самоходная артиллерийская установка Rocket Motor Carriage T62

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Полугусеничный истребитель танков по-американски.