Утром 7 ноября 1982 года пассажирский самолёт Ан-24Б (борт СССР-47786) вылетел из Краснодара в Одессу с промежуточной посадкой в Новороссийске. На его борту находились 43 пассажира, большинство из которых были жёнами моряков, и экипаж из пяти человек. После взлёта из Новороссийска началась рутинная часть полёта, которая вскоре обернулась драмой.

Тот самый борт. Автор: Анастасия Юшкевич. Источник: https://russianplanes.net/id169015
Заговор в салоне
В салоне самолёта находились трое молодых людей — братья Виталий и Борис Шмидты, а также их двоюродный брат Артур Шуллер. Все они были этническими немцами, проживавшими в Краснодарском крае. На протяжении четырёх лет они безуспешно пытались легально эмигрировать в ФРГ, но каждый раз получали отказ. Последней каплей стала циничная фраза чиновника из отдела виз: «Вы никогда отсюда не уедете. Работайте и оправдайте наше доверие». Именно тогда они приняли отчаянное решение — угнать самолёт в Турцию, для чего предварительно изучили маршруты вдоль Черноморского побережья.

Салон Ан-24
Кровавая схватка на борту
Их план пришёл в действие, когда бортинженер вышел из кабины для осмотра салона, оставив своё табельное оружие (пистолет Макарова) на рабочем месте. Воспользовавшись моментом, братья бросились к двери пилотской кабины. Стюардесса попыталась их остановить, но её крики привлекли внимание бортинженера, который вернулся и вступил в схватку с угонщиками. Старший из братьев, Виталий, нанёс ему удар ножом. Пассажир Иван Средний, сидевший рядом, попытался заблокировать удар рукой, но лезвие всё же поранило бортинженера, попав в лёгкое. В последовавшей драке Борис Шмидт выстрелил в бортинженера из мелкокалиберного пистолета. Несмотря на множественные ножевые и огнестрельное ранение, член экипажа сумел вырваться и запереться в туалете, где потерял сознание от потери крови.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Угон и погоня
Захватив стюардессу, угонщики через переговорное устройство приказали экипажу лететь в Турцию, угрожая взорвать самолёт. В качестве «бомбы» они демонстрировали чёрный пакет, в котором, как выяснилось позже, находился обычный радиоприёмник. Командир воздушного судна сообщил о ситуации на землю. Сначала он попытался обмануть угонщиков, взяв курс на Крым, но те, ориентируясь по солнцу и компасам, быстро раскусили манёвр и заставили пилотов лететь на юг, к турецкому побережью.

Кабина Ан-24
Для перехвата лайнера были подняты истребители МиГ-25, однако из-за ошибки в указании высоты они не смогли его обнаружить. По некоторым данным, существовал даже приказ сбить угнанный самолёт, но он был отменён лично Леонидом Брежневым после того, как выяснилось, что угон совершён не шпионами, а обычными гражданами, отчаявшимися выехать из страны.

МиГ-25
Исход и последствия
Около 17:00, почти на последних литрах топлива, Ан-24 приземлился на американской военной базе близ турецкого города Синоп. На следующий день, 8 ноября, всех пассажиров и членов экипажа, включая раненых, вернули в СССР на том же самолёте. Трое угонщиков остались в Турции.
По возвращении экипаж подвергся жёсткой критике и получил выговоры за то, что подчинился преступникам и «испортил» празднование годовщины Октябрьской революции. Позже, однако, командир авиаотряда тайно компенсировал им лишённые премии.
Турецкий суд в 1983 году приговорил братьев к 9 годам тюрьмы за незаконное пересечение границы, но не за угон самолёта. Уже в 1985 году они получили гражданство ФРГ, а в апреле 1986-го были досрочно освобождены и переехали в Германию, поселившись недалеко от Штутгарта.
Угнанный самолёт СССР-47786 продолжал летать в авиакомпании «Полярные авиалинии» до 29 октября 2004 года, когда был списан по причине износа.
Расследования авиакатастроф в Телеграм:
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Вы никогда отсюда не уедете" Как немцы угнали Ан-24 в Турцию.