На фотографии запечатлён тот самый самолёт, Boeing KC-135, ставший участником невероятного происшествия.
Вылет на задание
6 февраля 1991 года, в разгар военной операции «Буря в пустыне», с авиабазы Принс-Абдулла в Саудовской Аравии поднялся в воздух стратегический танкер Boeing KC-135 Stratotanker. Экипаж из четырёх человек получил задание обеспечить дозаправку в воздухе ударных самолётов коалиции, действовавших в районе Персидского залива.
Ветеран в строю
Этот конкретный KC-135E был настоящим ветераном — его построили ещё в 1959 году, и к моменту событий ему исполнилось более 30 лет. Несмотря на почтенный возраст, самолёт, оснащённый четырьмя двигателями Pratt & Whitney TF33, продолжал нести службу. В условиях «Бури в пустыне», где от воздушной дозаправки зависела эффективность всей авиации, такие машины были на вес золота.
Ещё один снимок пострадавшего борта.
Контекст операции
Операция «Буря в пустыне», начавшаяся 17 января 1991 года, стала ответом международной коалиции на вторжение Ирака в Кувейт. Это была первая крупная война, в которой авиация играла решающую роль с самых первых дней. Сотни самолётов наносили удары по ключевым объектам противника. Критически важным элементом успеха стала воздушная дозаправка, позволявшая истребителям и бомбардировщикам действовать на большом удалении от своих баз. Танкеры, такие как KC-135, были «невидимыми героями» этой кампании.
Boeing KC-135 выполняет свою основную работу — дозаправку в воздухе.
Роковые минуты полёта
Танкер с позывным WHALE 05 вылетел в 17:24 и начал набор высоты до рабочего эшелона в 7600 метров. Впереди него, на расстоянии около полутора километров, летел другой заправщик. Примерно через 45 минут полёта, когда самолёты уже находились в зоне патрулирования, WHALE 05 внезапно попал в зону экстремальной турбулентности. Машину резко бросило в левый крен более чем на 110 градусов, а затем, через несколько секунд, в такой же правый. Командиру экипажа удалось, выпустив спойлеры, выровнять самолёт, но цена этого оказалась высока.
Обратите внимание: Как сильно менялась длина Конкорда во время полета?.
В кабине загорелись сигналы пожара на левых двигателях. Однако, когда член экипажа посмотрел в иллюминатор, он увидел не пламя, а пустоту — оба левых двигателя попросту оторвались. Тяжёлый самолёт, загруженный почти 117 тоннами топлива, начал терять высоту. Были повреждены гидравлические системы, а из левого крыла хлестало авиационное топливо.
Борьба за спасение
Чтобы остановить падение, экипаж начал аварийный сброс топлива. Командир объявил сигнал «Mayday» и принял решение возвращаться на базу в Джидде. Им удалось стабилизировать самолёт на высоте около 4900 метров и взять курс домой. Чуть более чем через час повреждённый KC-135 уже заходил на посадку.
Из-за отказа гидравлики шасси пришлось выпускать вручную. Экипаж запросил самую длинную полосу авиабазы. При посадке попытка использовать реверс тяги на одном из уцелевших двигателей привела к потере управляемости, и командир немедленно его отключил. Несмотря на повреждённые шины, посадка была выполнена блестяще — самолёт остановился в 300 метрах от конца взлётно-посадочной полосы.
Экипаж героического борта позирует под левым крылом, где видны пустые пилоны вместо двигателей.
Причина катастрофы: невидимая опасность
Изначально следователи рассматривали версию о случайном включении реверса тяги. Однако, когда были найдены и изучены обломки двигателей, картина прояснилась. Главной причиной инцидента стал спутный след от танкера, летевшего впереди.
Визуализация спутного следа — турбулентных вихрей, срывающихся с законцовок крыла.
Спутный след — это область турбулентных завихрений, которая образуется позади летящего самолёта. Он может сохраняться в воздухе несколько минут и представляет серьёзную опасность для следующих позади воздушных судов, особенно если они находятся на той же высоте и на небольшом расстоянии. Попадание в такой след может привести к резкой потере управления.
Схема, наглядно демонстрирующая опасность спутного следа для других самолётов.
Именно это и произошло с WHALE 05. Мощные вихри от впереди идущего самолёта резко опрокинули танкер, создав перегрузки, которые и оторвали оба левых двигателя. Только благодаря высочайшему профессионализму и слаженным действиям экипажа удалось спасти машину и избежать катастрофы.
Эпилог
После этого происшествия самолёт был отремонтирован и прослужил в ВВС США ещё 13 лет. Сейчас этот легендарный борт находится на хранении в авиационном центре в Аризоне, как напоминание о том, как хрупким может быть полёт и как важны мастерство пилотов и знание аэродинамики.
Расследования авиакатастроф в Телеграм:
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как заправщик Boeing KC-135 потерял два двигателя во время "Бури в пустыне".