7 декабря 1986 года экипаж грузового самолёта Ан-26Б Московского объединённого авиаотряда завершил рейс и приземлился в аэропорту Шереметьево. На борту находились пять человек. Следующим этапом был короткий, казалось бы, рутинный перелёт в другой столичный аэропорт — Быково, который обернулся серьёзным испытанием.
Московский авиаузел 1980-х годов
В то время воздушное сообщение Москвы обслуживали четыре крупных аэропорта, каждый со своей специализацией. Шереметьево было главными воротами для международных рейсов, а также направлений на север и запад. Внуково обслуживало южные и украинские маршруты, а также было базой правительственной авиации. Домодедово являлось ключевым хабом для полётов на восток — в Поволжье, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.
Аэропорт Быково, в свою очередь, играл роль малой, но важной воздушной гавани для коротких маршрутов в пределах европейской части РСФСР. Здесь чаще всего можно было увидеть самолёты местных авиалиний: Ан-2, Як-42, Ан-24 и, конечно, Ан-26.
Як-42 в аэропорту Быково — типичный «гость» этого аэродрома в 1980-е годы.
Универсальный трудяга Ан-26
Ан-26 был надёжной и универсальной машиной, созданной на базе пассажирского Ан-24. Его военно-транспортное происхождение выдавали задняя грузовая рампа и усиленный фюзеляж. Модификация «Б» была специально адаптирована для гражданских грузовых перевозок. Самолёт ценился за способность работать с коротких взлётно-посадочных полос, перевозить до 5,5 тонн груза и эксплуатироваться в сложных условиях.
Борт СССР-88288, участвовавший в инциденте, был относительно новым — его выпустили 5 февраля 1982 года, и на момент событий ему было всего около четырёх лет.
Роковое решение и цепь неблагоприятных обстоятельств
После посадки в Шереметьево экипаж начал готовиться к перелёту в Быково. Расстояние между аэропортами по прямой составляло всего около 55 километров, что казалось пустяковым. Командир принял роковое решение не производить дозаправку, посчитав остатков топлива достаточными для такого короткого перегона.
Обратите внимание: И снова посадка в кукурузном поле!.
Однако в полёте ситуация осложнилась. На маршруте дул сильный встречный ветер, что привело к неожиданно высокому расходу топлива. Когда самолёт приблизился к Быково, запасы горючего были уже на критически низком уровне.
Ан-26 — надёжный самолёт, но даже ему требуется точный расчёт.
Погода в районе аэропорта также не благоприятствовала посадке: шёл ливневый снег, а плотная облачность скрывала землю. Из-за плохой видимости диспетчеры не разрешили экипажу заход «с прямой». Пришлось выполнять стандартную схему захода на посадку, так называемую «коробочку» (или «орбиту»). Этот манёвр, при котором самолёт описывает прямоугольник вокруг аэродрома, чтобы выйти на посадочную прямую, увеличивает время полёта и, соответственно, расход топлива.
Аварийная посадка в поле
На самом заключительном этапе, когда самолёт уже был на предпосадочной прямой, топливо в расходных баках полностью иссякло. Оба двигателя остановились. Пилоты, переведя машину в режим планирования, изо всех сил пытались дотянуть до взлётно-посадочной полосы, но не хватило буквально нескольких сотен метров.
Место аварийной посадки Ан-26 в поле недалеко от аэропорта Быково.
Самолёт совершил жёсткую вынужденную посадку в поле, в 775 метрах до начала полосы и в 120 метрах левее её оси. При касании земли Ан-26 задел хозяйственную постройку, получив серьёзные повреждения конструкции. К счастью, обошлось без жертв, но четверо из пяти членов экипажа получили травмы различной степени тяжести.
Выводы расследования
Следственная комиссия установила, что главной причиной инцидента стало нарушение экипажем требований Руководства по лётной эксплуатации (РЛЭ) Ан-26. Пилоты не использовали в полной мере штатные средства для контроля за фактическим остатком топлива, что привело к его полному расходу в воздухе. Решение не дозаправляться перед коротким перелётом, принятое без учёта возможных негативных факторов (встречного ветра, необходимости выполнения схемы), стало фатальной ошибкой.
Этот случай стал ещё одним суровым напоминанием о том, что в авиации не бывает «слишком коротких» или «простых» полётов, где можно пренебречь правилами и расчётами.
Расследования авиакатастроф в Телеграм
https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Не дозаправили самолёт: вынужденная посадка возле аэропорта Быково.