Катастрофа Су-27 Станкявичюса на авиашоу в Италии

Начало 90-х стало временем, когда советская авиация чаще показывалась на западных площадках. 9 сентября 1990 года на небольшом итальянском аэродроме Сальгареда, близ Тревизо, проходило авиашоу, куда СССР привёз новейший на тот момент истребитель Су-27.

Су-27

Первоначально ожидалось прибытие истребителя МиГ-29, о чём сообщалось на предыдущем авиашоу, проходившем в том же аэропорту в июне. Однако из-за некоторых изменений в Италию прилетел Су-27, что только подогрело интерес публики. На западе этот самолёт практически не знали, так как он был принят на вооружение в СССР всего за две недели до шоу - 23 августа 1990 года.

Полёты должен был выполнять лётчик-испытатель ЛИИ им. М. М. Громова Римантас Станкявичюс - один из самых известных испытателей своего времени. Он окончил Черниговское ВВАУЛ, а затем служил в ВВС. Боевой опыт получил в Египте в 1971-1972 годах, совершив двадцать пять боевых вылетов, за которые был награждён орденом Красной Звезды. После возвращения Станкявичюс работал инструктором, а с 1973 года ушёл в запас.

В 1975 году он окончил школу лётчиков-испытателей ЛИИ им. М. М. Громова и обосновался в институте. Здесь он участвовал в выработке концепции ближнего воздушного боя. Испытывал МиГ-29 на штопор, расширяя границы безопасных режимов. Во многом именно такие полёты принесли всемирную славу советским истребителям четвёртого поколения.

Римантас Станкявичюс

Затем карьерный путь привёл его в космос. 12 июля 1977 года Станкявичюса зачислили в первую группу космонавтов, готовившихся к полётам многоразового корабля "Буран". В 1980 году он окончил Центр подготовки космонавтов и стал космонавтом-испытателем. Станкявичюс участвовал в ключевых этапах программы "Буран": первый полёт аналога корабля на горизонтальных испытаниях, первая автоматическая посадка, первый полностью автоматический полёт. 4 октября 1989 года Станкявичюсу присвоили звание заслуженный лётчик-испытатель СССР.

Но вернёмся в 9 сентября 1990 года. Су-27, который должен был принять участие в авиашоу, базировался на авиабазе Ривольто. Оттуда выполнялись перелёты к площадке для демонстрационных выступлений. Полоса в Сальгареде находилась среди полей, и с воздуха, особенно не зная местности, её легко было потерять из виду.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Это ещё до начала выполнения программы создавало лишнюю нервозность - пилоту приходилось искать точку начала демонстрационного полёта практически визуально.

Тот самый Су-27

Вот и в тот день, после вылета из Ривольто Станкявичюс долго не мог найти место проведения авиашоу. Радиосвязь с руководителем полётов установилась уже у зоны демонстрационных выступлений, когда времени на спокойное изучение обстановки почти не оставалось. Это могло вогнать пилота в стресс.

Второй проход был осуществлён слишком близко к зрителям. С земли попросили повторить манёвр следуя требованиям безопасности - подальше от публики. На третьем заходе Су-27 прошёл вдоль полосы на высоте около 30-50 метров и на скорости порядка 250 км/ч с выпущенными шасси и закрылками. В середине полосы пилот убрал механизацию, включил форсаж и начал тянуть штурвал на себя, выполняя классическую "петлю". В такой композиции фигура выглядит эффектно: низкий разгон, вертикальный набор, вершина фигуры и выход обратно на горизонт.

Петля

В верхней точке самолёт поднялся примерно до 520 метров. На выходе, уже на позиции "девять часов", машина оказалась в 350 метрах от земли. Пилот до упора взял ручку "на себя", увеличив угол атаки примерно до 29°. Самолёт начал выравниваться, но вертикальная скорость оставалась слишком высокой - более 16 м/с. Двигатели работали на полную, но аэродинамики и оставшейся высоты уже не хватало.

Кадр перед крушением

Станкявичюс не катапультировался. Удар о землю произошёл на скорости около 315 км/ч. Последовавший взрыв унёс жизнь пилота. Также на земле погиб сотрудник службы безопасности, находившийся у торца полосы.

Полёт и катастрофа попали на видео:

Учитывая политический климат того времени, недостаточную открытость Советского Союза и отсутствие полного понимания обстоятельств катастрофы, западные СМИ первоначально писали, что причиной стало якобы опьянение пилота после сильного предполётного загула. Но несколько лет спустя эта версия была официально опровергнута.

Комиссия назвала главной причиной катастрофы человеческий фактор - попытку выполнить петлю с недостаточным запасом высоты. Но это решение стало результатом сочетания нескольких факторов, каждый их которых по отдельности не сильно критичен, но вместе они оказались фатальными.

Поздний радиоконтакт не дал времени на подготовку к выступлению. Давление со стороны организаторов, после замечания, могло подтолкнуть пилота к желанию сделать следующий манёвр лучше и красивее. Положение солнца мешало точно оценить высоту в верхней точке, где у лётчика практически нет права на ошибку. Свою роль сыграл и языковой барьер. В итоге при входе в петлю пилот недооценил высоту, скорость и длину взлётно-посадочной полосы (она терялась на фоне полей), выведя истребитель на высоту, недостаточную для выполнения манёвра.

В честь лётчика-испытателя в Жуковском бывший Пионерский проезд был переименован в проезд Станкявичюса.

Расследования авиакатастроф в Телеграм

https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Катастрофа Су-27 Станкявичюса на авиашоу в Италии.