"Проверь высоту. Низко земля. Низко земл…" Промежуточный отчёт о крушении Ан-24 в Тынде

Это обзор промежуточного отчёта о катастрофе Ан-24, произошедшей 24 июля 2025 года. Тогда около 13:00 по местному времени, Ан-24РВ авиакомпании "Ангара" разбился при заходе на посадку в Тынде. На борту были три члена экипажа, бортпроводник, двое инженеров авиакомпании и 42 пассажира.

Тот самый борт

Напоминаю, в промежуточном отчёте нет никаких выводов, в нём представлены только факты и обстоятельства, известные на текущем этапе расследования.

В тот день за штурвалом Ан-24 находился 61-летний командир. Его общий налет составлял свыше 11 тысяч часов, из них на Ан-24 около 6 тысяч, командиром на этом типе - свыше 4 тысяч. Второй пилот - 37 лет, общий налет около 3 тысяч часов, на Ан-24 - почти 2 тысячи. Бортмеханик - 30 лет, налетал на Ан-24 около 750 часов.

Самолет - Ан-24РВ, бортовой номер RA-47315. Построен в Киеве, 29.01.1976. Назначенный ресурс и срок службы, согласно решения ГосНИИ ГА и ЦАГИ от 28.01.2025, составлял 59400 часов, 39450 посадок, 50 лет 7 месяцев. На момент катастрофы ресурса оставалось немного, около 1386 часов и 921 посадка. По сроку службы - примерно 1 год и 1 месяц. Самолёт прошел 8 ремонтов, последний - 18.01.2008. Периодическое ТО было выполнено 02.04.2025, оперативное - в день полета, 24.07.2025, на аэродроме Благовещенск.

Утром Ан-24 готовился выполнить рейс по маршруту Благовещенск - Тында. В Благовещенске экипаж получил прогноз для аэропорта Тында: видимость около 3 км, ливневый дождь, низкие облака (180 метров). Также ожидались ухудшения - местами до 800 метров видимости, сильные ливни и гроза, облачность опускалась до 90 метров. По правилам авиакомпании для посадки в Тынде нижняя граница облачности должна составлять не менее 200 метров, а видимость не менее 2,5 км, так как аэродром - горный. Поэтому командир решил вылет отложить.

В 10:56 экипаж получил новые сводки. Погода была чуть лучше, но все еще нестабильной: видимость до 4 км, слабый дождь, высота облачности 210 метров. Однако ранее имели место ухудшения видимости до 1000 метров и высоты облачности до 90 метров. После изучения фактической погоды в пункте вылета и назначения, а также на запасных аэродромах, командир принял решение на вылет.

Вес и центровка укладывались в нормы. На предполетном брифинге командир назначил пилотирующим второго пилота. В 11:21 борт вылетел из Благовещенска и пошел курсом на Тынду на эшелоне 4900 метров с включенным автопилотом.

В 12:16:42 второй пилот установил связь с диспетчером Тынды, сообщил ориентир по времени посадки, число пассажиров и багаж, а также запросил данные о погоде. Диспетчер передал сводку: видимость около 7 км, слабый ливневый дождь, облачность разбросанная кучево-дождевая на 210 метрах, значительная на 600 метрах, взлетно-посадочная полоса мокрая, местами лужи.

Дальше диспетчер назначил схему захода. Для этой схемы в руководстве по производству полётов авиакомпании установлен минимум 370 метров по нижней границе облаков и 4 км по видимости.

В 12:22:59 второй пилот спросил у диспетчера: «47-315, а вы нас векторением к третьему можете 745 метров, чтоб мы заняли?». Диспетчер ответил: «Могу, только облачность не позволяет, 210 нижний край». Второй пилот доложил: «А, понял, все по схеме, 315».

Схема полета при входе в район аэродрома и заходе на посадку

Затем экипаж приступил к предпосадочной подготовке. КВС сообщил, что погодные условия на аэродроме соответствуют минимуму.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В 12:42 диспетчер дал информацию о погоде: небольшой ветер, видимость около 9 км, без существенных изменений.

Затем экипаж перешел к настройке высотомеров по давлению QNH (давление, приведённое к уровню моря). Командир на левом приборе выставил 752, вслух сверил контрольную высоту 2960 метров и взял управление на себя. Бортмеханик и второй пилот отчитались: слева и справа давление 7-5-2, контрольная 2960, высотомеры согласованы.

Через полминуты диспетчер сообщил об изменении давления QNH: 751. Второй пилот доложил: «Справа 7-5-1 установил, контрольная 2950». КВС: «Слева 7-5-1 установил, 2950». Диспетчер спросил, нужно ли ещё давление по QFE (от уровня аэродрома). Командир подтвердил. Диспетчер передал QFE - 699.

В 12:44 бортмеханик доложил: «Слева, справа давление 7-5-1 установлено, контрольная 2950, высотомеры», второй пилот доложил: «Справа 7-5-2, контрольная тысяча... 2-950», КВС: «7-5-2, 7-5-1, 2950», бортмеханик: «Показания высотомеров одинаковые…».

В интервале времени с 12:47:37 по 12:47:39 при выполнении снижения самописцем зафиксирован звуковой сигнал радиовысотомера. При выполнении экипажем раздела «Перед снижением с эшелона» карты контрольной проверки было озвучено об установке задатчика радиовысотомера на высоту 750 метров.

В 12:48:22 экипаж выпустил шасси, закрылки в положение 15° и фары в положение «Малый свет». Через две минуты экипаж приступил к выполнению правого разворота. В 12:54:14 диспетчер доложил экипажу: «315, узковато идете, боковое 3», КВС ответил: «Понял».

В разрывах облачности камерами наружного наблюдения, установленными на здании диспетчерского пункта в аэропорту Тында, выполнена видеосъемка полета Ан-24 в направлении к третьему развороту (кадр ниже).

В 12:56:33 метка от самолёта на индикаторе диспетчера пропала. Он неоднократно вызывал экипаж по радио, но ответа не последовало.

В интервале времени с 12:56:34 по 12:56:39 самописцем зафиксирован звуковой сигнал высоты принятия решения радиовысотомера. В период с 12:56:41 по 12:56:44 самописцем зафиксирована фраза: «Проверь высоту. Низко земля. Низко земл…». И тут запись прерывается.

Место катастрофы

Место падения представляет собой холмистую местность, покрытую хвойными и лиственными деревьями высотой до 20 метров, пересеченную руслом реки Тында. Основные обломки найдены в лесу примерно в 3,5 км к северо-западу от окраины города и около 3,5 км правее оси ВПП. От аэродрома до этой точки примерно 15 км.

Первый след столкновения нашли на вершине сопки - правая консоль крыла задела верхушки деревьев высотой около 15 метров. Высота относительно среднего уровня моря здесь составляет около 750 метров, а относительно аэродрома около 135 метров.

Дальше по траектории, на участке длиной пару сотен метров, тянется полоса сломанных стволов и обнаружены фрагменты правого крыла. Затем рельеф резко уходит вниз. Самолёт, пролетев над западным склоном сопки около 300 метров с правым креном и с небольшим пикированием снова врезался в верхушки деревьев и ударился о землю в 570 метрах от места первого касания. Все, кто был на борту - погибли.

Место катастрофы и фрагментов

В день крушения в районе аэропорта присутствовала кучево-дождевая, разорванно-дождевая облачность, по данным наблюдений отмечался ливневый дождь. Фактические погодные условия на аэродроме Тында на 13.00: ветер у земли 3 м/с, видимость 9000 метров, слабый ливневый дождь, облачность разбросанная с высотой нижней границы 210 метров, значительная кучево-дождевая с высотой границы 600 метров, давление QNH 751.6 мм рт. ст., давление QFE 699 мм рт. ст.

В промежуточном отчёте Межгосударственный авиационный комитет рекомендует усилить подготовку экипажей. Предлагается провести дополнительные занятия по ключевым темам:

  • особенностям отображения заданных высот на схемах захода на посадку;

  • порядку выполнения полетов с использованием давления аэродрома QNH и QFE;

  • процедуре установки давления на барометрических высотомерах и его контроля;

  • порядку контроля (отсчета) высоты при выполнении захода на посадку;

  • порядку установки задатчика высоты на радиовысотомере по этапам полета и действиям экипажа при срабатывании сигнализатора радиовысотомера;

  • действиям при срабатывании предупреждений Системы раннего предупреждения приближения к земле;

  • порядку анализа метеорологической обстановки, принятия решений на вылет, продолжения полета в направлении аэродрома назначения и выполнения захода на посадку.

Расследования авиакатастроф в Telegram:

https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Проверь высоту. Низко земля. Низко земл…" Промежуточный отчёт о крушении Ан-24 в Тынде.