Исторический перелет: eVTOL VX4 совершил первый междугородний полет, опережая конкурентов в гонке электрической авиации

Авиационная индустрия сделала важный шаг вперёд: британская компания Vertical Aerospace сообщила о первом в мире междугороднем перелёте (cross-country flight) для электрического летательного аппарата вертикального взлёта и посадки (eVTOL). Их прототип VX4 преодолел 27 километров, совершив перелёт из испытательного центра в аэропорту Котсуолд на авиабазу RAF Fairford, где как раз проходило авиашоу Royal International Air Tattoo (RIAT). Примечательно, что на этом шоу VX4 оказался единственным полностью электрическим участником, что несколько неожиданно, учитывая растущий в последние годы интерес к «зелёной» авиации.

Технические характеристики и планы на будущее

Согласно данным производителя, VX4 способен развивать максимальную скорость до 240 км/ч, а запас хода на одной зарядке составляет около 160 километров. Однако в ходе этого исторического перелёта аппарат летел на более умеренной скорости, не превышавшей 185 км/ч, и на высоте, типичной для малой авиации — около 1500 футов. Заявленная грузоподъёмность — пилот и четыре пассажира, хотя текущая конструкция фюзеляжа прототипа вызывает вопросы о том, как именно можно разместить такое количество людей. Вероятно, эта цифра относится к планируемой серийной модели, концепт-арты которой представлены на сайте компании.

Разработка VX4 началась более двух лет назад, а свой первый полёт прототип совершил в августе 2024 года. Компания Vertical Aerospace ставит амбициозную цель — сертифицировать аппарат и начать его коммерческую эксплуатацию уже к концу 2026 года.

На представленном фото раннего этапа испытаний (привязного подлёта) хорошо видна сложная конструкция механизма, отвечающего за поворот несущих винтов, что является ключевой технологией для аппаратов такого типа.

Китайский конкурент и спор о первенстве

Впрочем, статус «первого» в этой области можно оспорить. Китайская компания eHang уже с марта 2024 года активно продаёт свою сертифицированную модель eVTOL EH216-S через популярную площадку Taobao.

Обратите внимание: Новый Ил-114-300 совершил первый полёт.

Этот аппарат, по сути, представляет собой октакоптер с пассажирской кабиной на двух человек. Он способен перевозить пассажиров на скорости до 130 км/ч на расстояние около 30 км и стал первым в мире eVTOL, получившим сертификат типа от Управления гражданской авиации Китая (CAAC) в октябре 2023 года, что открыло путь к его коммерческим продажам. Стоимость одного такого беспилотного летающего такси составляет примерно 2,39 млн юаней (около $332 тыс.).

Основное отличие китайской модели — это её беспилотность. EH216-S позиционируется как автономное воздушное такси, что, однако, не отменяет его принадлежности к классу eVTOL и способности выполнять коммерческие перевозки между разными точками на короткие расстояния.

Глобальная гонка за будущее авиации

Очевидно, что Vertical Aerospace и eHang — далеко не единственные игроки на этом перспективном рынке. Индустрия городской и пригородной воздушной мобильности, где электрические аппараты могут составить конкуренцию традиционным вертолётам благодаря значительно более низкой стоимости эксплуатации, оценивается в сотни миллиардов долларов. На этот «пирог» уже много лет претендуют десятки компаний по всему миру. Вот лишь некоторые из ключевых участников этой технологической гонки:


немецкий Volocopter
консорциум Boeing-Porsche
американские Archer Aviation (модели Archer 1, Archer 2, Archer Midnight)
китайские eHang и Autoflight (модель Prosperity I)
японские Toyota и SkyDrive
южнокорейский Hyundai
европейский гигант Airbus
американские Joby Aviation и Beta Technologies (модели Alia-250c, CX-300)
российские проекты (включая комплекс «Юпитер» для организации городского воздушного пространства U-space)
а также многие другие, такие как Alakai, AirScooter, Doroni Aerospace и V-Space.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Первый cross-country перелет eVTOL аппарата.