Японские подводники Второй мировой: комфорт, технологии и рацион элиты флота

В истории подводного флота Второй мировой войны японские подводники часто оказывались в более комфортных условиях по сравнению со своими советскими и немецкими коллегами. Их быт и снабжение были ближе к стандартам американского флота. Это объясняется не только иным подходом к проектированию, но и спецификой театра военных действий.

Конструктивные преимущества: простор и автономность

Сравнение условий жизни на подлодках разных стран не всегда корректно из-за различий в их назначении. Советские (типа «Щука») и немецкие подводные лодки (особенно ранние серии) изначально создавались для действий в прибрежных морях — Балтийском, Северном, Черном. Их выход в просторы Атлантики был вынужденной мерой. Японцы же с самого начала строили крупные океанские субмарины, рассчитанные на длительные автономные походы в Тихом и Индийском океанах. Ключевыми параметрами, определявшими быт, были размеры корабля, дальность плавания и автономность.

Японские подлодки, такие как тип I-15, были значительно больше европейских аналогов. При этом средний рост японских моряков был меньше, что в совокупности давало больший объем жилого пространства на человека. Важным достижением было обеспечение каждого члена экипажа постоянным спальным местом. На I-15 для 11 офицеров и мичманов имелось 11 стационарных коек, у командира была отдельная каюта. Для 73 рядовых матросов оборудовали 91 спальное место в виде рундуков и гамаков на прочных рамах. На борту находилось до четырех туалетов (отдельные для офицеров и команды) и несколько умывальников.

Главным бытовым недостатком было отсутствие душа. В тропических широтах моряки могли ополоснуться пресной дождевой водой, а в качестве гигиенической процедуры использовали обтирание тела водно-спиртовыми растворами. Интересно, что на советском флоте также выдавался спирт «для гигиены» (по 20-50 мл в день), но его часто не использовали по назначению из-за страха перед политработниками. На японских лодках, уходивших в трехмесячные походы, часто присутствовал штатный врач уровня подполковника, что было редкостью для подводного флота других стран.

Технологии комфорта: кондиционеры и холодильники

Японский флот уделял большое внимание техническому обеспечению комфорта. Еще в 1938 году компания Daikin начала оснащать подлодки Императорского флота кондиционерами и холодильными установками. Для субмарин, действовавших в тропиках, это было критически важно. На I-15 стояли две фреоновые холодильные машины мощностью по 25 000 ккал, которые охлаждали не только артиллерийские погреба, но и жилые помещения. Наличие морозильных камер и отдельных холодильников для офицеров позволяло долго хранить свежие продукты. В то время как немцы начали массово внедрять подобные системы лишь на подлодках типа XXI в конце войны, для японцев это было нормой с конца 1930-х. Именно поэтому на фотографиях японские подводники выглядят опрятно, а не изможденными от жары.

Камбуз и рацион: пища как психологическая поддержка

Камбуз на японских подлодках был хорошо оборудован: двухконфорочная плита, духовка и пароварка-рисоварка, позволявшие быстро готовить основу рациона — рис, суп мисо и чай. На крупных лодках устанавливали две такие плиты.

Что ели подводники

Подводники считались элитой флота и питались лучше, чем моряки надводных кораблей. Основу рациона составлял белый рис (для офицеров) или смесь риса с ячменем (для матросов). В поход брали мясо (говядину, свинину, кролика), птицу, рыбное филе, свежие и консервированные овощи, тофу, соевый соус, мисо, чай, какао, кофе, соки. Спиртное («Императорское вино») выдавали не каждый день, а в качестве поощрения. Для длительных походов широко использовались консервы: тушенка (в том числе из китового мяса), рыба (скумбрия, угорь), овощи. В южных морях источником свежей пищи часто становилась летучая рыба, садившаяся на палубу.

Как писал Джон Гейган в книге «Операция «Шторм»», еда на подлодках была отличной: говяжий язык, вареный угорь, жареная рыба, темпура, стейки, свежие фрукты. Иногда даже подавали мороженое. Однако к концу похода, когда свежие продукты заканчивались, экипаж переходил на консервы, которые часто были невкусными.

Каждому моряку полагался национальный набор столовых приборов из четырех предметов: глубокая миска для супа, глубокая миска для риса, небольшая тарелка для закусок и чашка для чая. Солдатские наборы были стальными с эмалевым покрытием, офицерские — фарфоровыми. Конструкция позволяла компактно складывать их друг в друга.

Традиционный завтрак состоял из супа мисо, риса, солений и зеленого чая. Следование вековым традициям в еде служило для моряков важной психологической поддержкой вдали от дома, заменяя, по сути, идеологическую работу.

Для сравнения, рацион на надводном линкоре «Нагато» был более скромным и однообразным, с меньшим количеством сахара и сладостей, которые на подлодках служили дополнительным стимулом.

Итоги: элита в тесноте флота

Несмотря на общую тесноту на кораблях Императорского флота (например, на эсминцах экипаж питался в коридорах), подводные лодки выделялись своим относительно высоким уровнем комфорта. Это было связано с их стратегической ролью и необходимостью поддерживать боевой дух экипажа в длительных океанских походах. Японские подлодки, которых в начале войны было 63, добились значительных успехов, потопив 194 корабля общим тоннажем около 964 тысяч тонн. Качественное питание и продуманный быт, безусловно, способствовали этим результатам, хотя и не были их единственной причиной. Японские субмарины были передовыми кораблями, действовавшими в уникальных условиях.

Я взял это здесь

Мужская кулинария суп ужин обед мясо подводная лодка война длинный пост 8

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Особенности японского подводного обеда.