Роковой чартерный рейс
3 июля 1970 года самолет de Havilland DH-106 Comet 4C авиакомпании Danish Airways вылетел из Манчестера в Барселону, выполняя чартерный рейс для британского турагентства. Такие пакетные туры, включавшие перелет и проживание, были в то время новинкой и пользовались большой популярностью, поэтому на борту не было ни одного свободного места — все 105 пассажирских кресел были заняты.

Самолет Comet 4C, часто называемый просто Comet 4, представлял собой усовершенствованную версию первого в мире коммерческого реактивного лайнера. Если ранние модели Comet печально известны серией катастроф, то Comet 4 был значительно доработан: в частности, опасные квадратные иллюминаторы заменили на круглые. Этот самолет зарекомендовал себя как надежная машина, некоторые экземпляры летали вплоть до конца 1990-х годов.

Комета Дэна-Эйра 4
Экипаж и начало полета
Управление лайнером было доверено опытному, но не очень свежему в данной модели экипажу. Командир, бывший военный летчик, имел общий налет более 7000 часов, но лишь 29 из них в качестве капитана Comet. Второй пилот и бортинженер также имели сравнительно небольшой опыт работы именно с этим типом самолета. Их задачей было безопасно доставить 105 пассажиров и 4 бортпроводников в солнечную Барселону.
Цепь навигационных ошибок
Полет над Англией и Францией проходил нормально, но проблемы начались на этапе снижения. Пролетая над Тулузой, экипаж не выполнил предписанный разворот и продолжил движение по неверному курсу, постепенно отклоняясь от маршрута. К моменту выхода на связь с диспетчером в Барселоне самолет уже отклонился на 30 километров. Важно отметить, что борт не был оборудован системой точного определения расстояния (DME), что осложняло навигацию.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Диспетчер, не видя самолет на радаре, полагался на голосовые доклады экипажа. На основе ошибочного сообщения пилотов о пролете контрольной точки Сабадель (на самом деле они были в 52 км от нее) и загадочной вспышки на радаре (возможно, от другого самолета), диспетчер дал роковое разрешение на снижение до высоты 800 метров, считая, что перед ним чистое пространство.
Столкновение и расследование
В 18:05:30, всего через несколько минут после последнего радиоконтакта, Comet 4, летевший в облаках на скорости 410 км/ч, врезался в склон горы Лес Агудес на высоте около 1160 метров. Катастрофа унесла жизни всех 112 человек на борту, став самой крупной авиакатастрофой в истории Испании и самой смертоносной для самолетов типа Comet.

Гора Лес Агудес, место катастрофы.

Обломки самолета на склоне.
Следствие пришло к выводу, что основной причиной трагедии стала навигационная ошибка экипажа, который не смог вовремя обнаружить и исправить отклонение от маршрута. Опыт пилотов именно на Comet 4 был ограничен, что, вероятно, сыграло свою роль. Роковую роль также сыграло отсутствие точной информации у диспетчера, который, основываясь на неверных данных, разрешил опасное снижение в горной местности.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Гражданский самолет, крушение, самолет, авиационный полет, пилот, комета, Испания, длинный пост.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ещё одна катастрофа Кометы: ошибка в навигации и столкновение с горой.