XF-103 Thunderfighter: амбициозный проект перехватчика, ставший «производителем чипсов из титана»

Разработка экспериментального перехватчика XF-103 Thunderfighter стала для американских инженеров настоящим испытанием. Конструкторы двигателей отпускали ироничные шутки о своём детище, а техники, впервые столкнувшиеся с обработкой титана, проклинали этот капризный металл. Их мучения, впрочем, продлились недолго: в августе 1957 года дорогостоящая программа (на неё было потрачено свыше 100 миллионов долларов) была окончательно закрыта.

Внешний вид самолёта, впрочем, оставлял желать лучшего.

Двигатель для картофельного поля

Источником профессионального юмора стал тип силовой установки. Как и у знаменитого SR-71, на высоких скоростях XF-103 должен был работать как прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). Техническое задание требовало от перехватчика скорости в 3 Маха и высоты полёта в 22 километра. В ПВРД отсутствует турбокомпрессор с лопатками, что и породило знаменитую шутку: «Если бы этот самолёт приземлился носом вниз на картофельном поле, клубни, засасываемые в сопла, были бы выброшены наружу. Это был бы отличный производитель титановых осколков».

Аэродинамическая компоновка самолёта была передовой для своего времени.

Британские корни и титановые вызовы

Ещё одной ироничной деталью стало происхождение двигателя YJ67. Он был создан на основе британского Rolls-Royce Olympus. Такой подход, с одной стороны, ускорял разработку, а с другой — позволял улучшать уже готовую и проверенную конструкцию.

Американцы, усовершенствовав британский двигатель, отдали тем самым невольную дань уважения советским МиГам, также использовавшим технологии с Запада.

Для достижения трёхмаховой скорости требовался не только особый двигатель, но и специальная конструкция воздухозаборника. Он был квадратным, титановым и оснащался регулируемыми панелями. Сопло также имело прямоугольную форму и подвижную часть, которая могла выполнять функцию воздушного тормоза. И снова — титан, обработка которого стала огромной проблемой.

XF-103 Thunderfighter стал одним из первых американских самолётов, в конструкции которого массово применялся титан.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Из-за отсутствия опыта работы с этим металлом изготовление деталей затянулось на полтора года. Параллельно велись и другие работы: были спроектированы цельноповоротные концевые части крыла (заменившие классические элероны), кабина с направленной вниз пушечной установкой. Даже рассматривалась идея оснастить кабину системой «переднего обзора» на основе телевизионной камеры. Вооружение должно было размещаться во внутреннем отсеке и состоять либо из шести ракет «воздух-воздух», либо из 36 неуправляемых авиационных ракет.

Тактика применения предполагала сверхзвуковое пикирование для атаки бомбардировщиков противника.

Неосуществлённые амбиции

Испытания моделей и макетов прошли успешно, однако к тому моменту работы над этим и другими трёхмаховыми перехватчиками уже сильно отставали от графика и поглощали колоссальные средства. Конструкторам так и не удалось довести двигатель до ума, а технологические проблемы с титаном оставались нерешёнными. ВВС США пришли к выводу, что массовое производство такого перехватчика невозможно, и свернули финансирование. Единственный прототип XF-103 был разобран, а накопленный опыт и технологии переданы другим проектам. История этого самолёта стала уроком о важности соотнесения амбиций с технологическими возможностями эпохи.

В конечном итоге ставка была сделана на ракетное вооружение и более реалистичные проекты.

_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории. Я начал с аккаунта ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers», если вам нравится авиация, можете заглянуть туда. Не прощайтесь!

[My] Авиация Военная Авиация Военная техника США Оборудование Longpost 4

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Производитель чипсов из титана».