Как стая чаек уничтожила огромный самолет Douglas DC-10

12 ноября 1975 года пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-10-30CF авиакомпании Overseas National Airlines (ONA) готовился к вылету из Нью-Йорка (США) в Джидду (Саудовская Аравия) и совершил посадку во Франкфурте (ФРГ) для межконтинентального перелета).

На борту находились 10 членов экипажа и 129 пассажиров, все сотрудники одной компании. Они отправились в Саудовскую Аравию, чтобы поддержать деятельность зарубежных национальных авиакомпаний на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Капитан, второй пилот и бортинженер — опытные специалисты с налетом от 12 000 до 25 000 (КВС) часов на различных типах воздушных судов.

Та же доска

Максимальная взлетная масса DC-10-30CF составляет 252,5 тонны. Перед взлетом наш самолет был полностью заправлен и загружен 252 тоннами, что почти достигло максимально допустимого веса. Из них 42,5% приходится на топливо. Поэтому капитан запросил разрешение на взлет с недавно построенной взлетно-посадочной полосы 13R, которая была самой длинной из четырех взлетно-посадочных полос в аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди.

Погода была очень хорошей: прямая видимость составляла более 100 км, нижняя граница облачного слоя находилась на высоте 3000 м, скорость ветра составляла 4 м/с. В 13:09 по местному времени пассажирский самолет начал разбег. На скорости 190 км/ч (ниже V1 — скорости, при которой принимается решение о продолжении или безопасном прекращении взлета) капитан заметил стаю птиц. По его оценкам, стая из примерно 100 птиц пересекла взлетно-посадочную полосу, рассеялась, а затем перегруппировалась прямо перед самолетом. Самолет врезался в нее напрямую.

Самолеты и птицы

После того, как экипаж услышал три громких хлопка, капитан внезапно отпустил дроссели трех двигателей, включил устройства реверса тяги и начал торможение. Бортинженер сообщил, что после включения реверса тяги двигатель № 3 (правый) самолета перестал работать. Поскольку гидравлическая система № 2 самолета DC-10 питалась от двигателя № 3, давление в ней быстро упало до нуля. Через секунду загорелся дисплей, указывая на то, что горит тот же двигатель. В данном случае приказ предписывал выключить двигатели, что попытались сделать второй пилот и бортинженер, но клапан подачи топлива к двигателю № 3 заклинило. После срабатывания системы пожаротушения бортинженер не увидел подтверждения ее срабатывания.

Обратите внимание: Огромный червь длиной пол метра, наводящий ужас.

Проблема становится все более серьезной.

В это время пилоты считали, что самолет находится под их контролем, но это было не так. Когда они обнаружили, что колесные тормоза вышли из строя, они попытались использовать руль направления, чтобы повернуть самолет влево к рулежной дорожке, чтобы избежать столкновения с ограждением в конце взлетно-посадочной полосы. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, приземлился через секунду и, наконец, выкатился за пределы полосы со скоростью торможения около 70 км/ч. При этом правая основная стойка шасси была разрушена.

После полной остановки самолета экипаж и пассажиры увидели, что правая сторона самолета охвачена пламенем. Топливные краны левого и хвостового двигателей были немедленно закрыты, и все системы пожаротушения были активированы. Но густой черный дым уже начал проникать в салон.

Экипаж, находившийся в кабине, покинул самолет через окно, а остальная часть экипажа начала эвакуацию по надувному трапу. Поскольку авиалайнер был припаркован возле дренажной канавы и получил серьезные повреждения, топливо начало вытекать и гореть в подземном переходе прямо под самолетом. Это существенно осложнило работу пожарных.

К счастью, все 139 пассажиров на борту были успешно эвакуированы, однако 32 человека получили ранения, двое из них — серьезные. В течение нескольких минут DC-10 был охвачен пламенем и полностью уничтожен.

Огонь на той же стороне

После того, как бомбардировщик Seagull поразил правый двигатель, взрыв был настолько мощным, что осколки взрыва, словно пушечное ядро, попали в ангар напротив взлетно-посадочной полосы, пробив его насквозь и повредив припаркованное там оборудование аэропорта, а также вызвав возгорание топливного бака и бака со смазочным маслом. Площадь, где были обнаружены обломки, составляет 330 метров в ширину и более 2,5 километров в длину.

Этот инцидент считается крупнейшей в истории авиации катастрофой коммерческого самолета, связанной со столкновением с птицами.

Расследование инцидента длилось более года. Комиссия пришла к выводу, что причиной аварии стало проникновение «Чайки» в двигатель № 3, что привело к повреждению двигателя и пожару. Экипаж не смог быстро остановить самолет из-за потери давления в гидравлической системе, которая привела к отключению тормозов, неработающего реверсора тяги на правом двигателе, лопнувшей шины и отказа некоторых перехватчиков. Ситуацию усугубляла мокрая взлетно-посадочная полоса, из-за чего снизилась эффективность торможения.

Повреждение двигателя №3

Эксперты не смогли изучить записи двух бортовых речевых самописцев, поскольку пожар полностью уничтожил их. Однако комитет оценил действия экипажа как «высококвалифицированные”.

Расследование также показало, что аэропорт пренебрег мерами борьбы с птицами. Стоит отметить, что за пять месяцев до этой катастрофы в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди произошло 11 столкновений пассажирских самолетов с птицами. Лишь после 12 ноября 1975 года были введены строгие правила по борьбе с птицами в аэропортах.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Полет Самолет Аэропорт Пожар Чайка Птица Пилот Американская длинная колонна 38

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Как стая чаек уничтожила огромный самолет Douglas DC-10.