В предвоенном СССР был создан уникальный экспериментальный самолет — дальний бомбардировщик ДБ-ЛК, спроектированный авиаконструктором Виктором Беляевым. Эта машина представляла собой смелую попытку реализовать схему «летающее крыло» для решения задач дальней авиации.

От планера к самолету
Путь к созданию ДБ-ЛК начался с успешных работ Беляева в области планеризма. Ему удалось создать высокоэффективный бесхвостый планер с крылом обратной стреловидности, который показал выдающееся аэродинамическое качество. Этот успех открыл перед конструктором возможность реализовать свои идеи в виде полноценного боевого самолета.

И он действительно поднялся в воздух.
Конструкторское решение
Чтобы превзойти характеристики серийного бомбардировщика ДБ-3, Беляев выбрал радикальную схему. Его самолет представлял собой почти чистое летающее крыло, к которому были пристыкованы два удлиненных фюзеляжа-гондолы, вмещавшие двигатели и часть экипажа. Для улучшения обзора пилотов кабина была вынесена вперед и оснащена Т-образным хвостовым оперением. Задняя часть каждой гондолы была превращена в остекленную вращающуюся кабину стрелка, что, по замыслу конструктора, должно было обеспечить круговую оборону.

Бомбовая нагрузка машины была вполне конкурентной для своего времени: до одной тонны в нормальном полете и до двух тонн — в перегрузочном варианте.
Трудный путь в небо
Расчеты и доводка аэродинамики уникального крыла потребовали титанических усилий. Первые же продувки в аэродинамической трубе показали необходимость серьезных доработок. Конструкторам пришлось изменить профиль крыла, оснастить изогнутые законцовки дополнительными элеронами, а центральную часть — балансировочными закрылками. Оба двигателя получили автоматические предкрылки.
Проблемы возникли и с силовой установкой. Первоначально выбранные двигатели М-88 после катастрофы самолета И-180, в которой погиб Валерий Чкалов, были запрещены к установке. Пришлось использовать менее мощные М-87.
Испытания омрачились рядом инцидентов. При первом вывозе на взлетную полосу самолет наехал на забытый при расчистке пень и повредил шасси. После ремонта попытка взлета едва не закончилась катастрофой: машина внезапно потеряла скорость, но, к счастью, удачно села. Первый полноценный полет состоялся 8 марта 1940 года почти что самовольно — летчик-испытатель, устав ждать официального разрешения после расследования предыдущих происшествий, решил действовать на свой страх и риск.

За свой необычный вид и поведение в воздухе ДБ-ЛК получил среди испытателей прозвище «Цыпленок».
Сильные стороны и фатальные недостатки
Даже со слабыми двигателями самолет продемонстрировал неплохие летные данные. Однако выявился целый букет серьезных проблем: сложные взлет и посадка, неудобная и тесная кабина, недостаточная устойчивость в полете. Управление машиной требовало высокой квалификации и было непосильной задачей для рядовых пилотов. Кроме того, выяснилось, что с полной боевой нагрузкой ДБ-ЛК взлететь не может из-за проблем с центровкой.

Закат проекта
Хотя у Беляева были идеи по доработке самолета, времени на их реализацию уже не оставалось. Все авиационные заводы страны были переведены на массовый выпуск проверенных и надежных машин, таких как пикирующий бомбардировщик Пе-2. Начавшаяся Великая Отечественная война окончательно поставила крест на экспериментах со сложными и непроверенными схемами. Единственный построенный экземпляр ДБ-ЛК был утерян в военные годы, а Виктор Беляев продолжил свою работу в теоретической авиации, в стенах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории авиации. Начал с сообщества ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers» — заходите, если интересуетесь авиацией. До новых встреч!
Авиация Военная Авиационное оборудование Военная техника Советский Союз Производство Longpost
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Летающее крыло из предвоенного СССР.