Ингерманландия в цвете: быт и культура многонациональных деревень Ленинградской области начала XX века

На фотографии 1911 года запечатлена деревня Поги, которая сегодня находится на территории Форносовского городского поселения в Тосненском районе Ленинградской области.

Эта местность является частью исторического региона Ингерманландия, охватывающего земли вокруг Невы и побережья Финского залива, где сейчас расположены Санкт-Петербург и Ленинградская область. Существует версия, что своё название регион получил в честь Ингегерд, дочери шведского короля, которая, выйдя замуж за князя Ярослава Мудрого, получила эти земли в качестве свадебного дара.

На следующем снимке мы видим старика и старуху с телегой в деревне Сойккола. Интересно, что в дореволюционной России людей старше 30 лет уже могли называть старыми.

Полиэтнический мир Ингерманландии

В начале XX века этот регион представлял собой уникальный пример полиэтнического сосуществования. В одних и тех же деревнях или по соседству жили финны, ижорцы, вожане, эстонцы, карелы, русские и немцы, образуя сложную культурную мозаику.

На фото — старейшина водского народа Василий Михайлович из деревни Керстово.

Водь и ижора считаются коренными народами Ингерманландии, чьё присутствие здесь прослеживается с начала нашей эры. Позже, в IV–VII веках, сюда прибыли переселенцы из Восточной Эстонии, о чём свидетельствуют археологические находки.

Женщина в нарядном традиционном костюме из села Жыгыпера.

Фотолетопись финского этнографа

В 1911 году известный финский этнограф Самули Паулахариу предпринял масштабную экспедицию по Ингерманландии, путешествуя на велосипеде. Он проехал через северные, восточные и западные части региона, скрупулёзно документируя повседневную жизнь местных жителей. Эти уникальные чёрно-белые снимки были позже раскрашены, что позволяет нам сегодня, более века спустя, увидеть яркие краски жизни крестьян того времени.

Дети, играющие во дворе дома в деревне Лемпаала.

Баня в деревне Муя, которая сегодня входит в Мгинское городское поселение Кировского района.

Коптильня, принадлежавшая старому Хонканену.

Вид на деревню Токсово с берега озера Хепоярви. Это озеро расположено на Карельском перешейке и является частью ландшафта деревни.

Обратите внимание: В заметках византийского историка Маврикия Стратега, посещавшего Русь в VI веке, говорится о раскрепощенности русских девушек, вступающих в отношения с мужчинами задолго до замужества.

Сельский дом в деревне Лемболово, которая сегодня является частью Куйвозовского сельского поселения.

Священное дерево в Пуккиле на берегу реки Венйоки. Подобные объекты часто были частью местных языческих верований и почитались жителями.

Трудовые будни и традиции

Женщины за работой — обрабатывают поле после покоса. Этот тяжёлый ручной труд был неотъемлемой частью крестьянской жизни.

Девушки из деревни Сойккола в традиционных деревенских костюмах, которые отражали их этническую принадлежность и социальный статус.

Пастбище в деревне Пугарево, которая сегодня стала микрорайоном города Всеволожска.

Церковь финского евангелическо-лютеранского прихода Хеваа в деревне Ручи, свидетельствующая о религиозном разнообразии региона.

Соседи из деревни Лийсиля. Такие неформальные портреты передают дух сельской общины.

Хижина углежога в Аласао — напоминание о промыслах, которые обеспечивали жизнь деревень.

Небольшой курятник, типичная хозяйственная постройка в любом крестьянском дворе.

Общий вид деревни Вуола.

Типичный дом в деревне Марково, демонстрирующий архитектурные особенности региона.

Молосковицкая лютеранская церковь. Деревня Молосковицы находится в Волосовском районе.

Все эти уникальные кадры были сделаны этнографом Самули Паулахариу. Его работа представляет собой бесценный визуальный документ, запечатлевший мир многонациональной Ингерманландии накануне великих потрясений XX века.

Больше исторических записей в цвете можно найти здесь

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Жители русских сёл и деревень Ленинградской области 1925-1926 гг.