
Столкновения самолетов с птицами — нередкое явление в авиации. Хотя чаще всего жертвой становится сама птица, иногда такие инциденты приводят к серьезным повреждениям, угрожающим безопасности полета. Один из таких случаев, который мог закончиться настоящей трагедией, произошел в Крыму и стал примером высочайшего профессионализма летного экипажа.
Роковой вылет с высокопоставленными пассажирами
10 июля 2006 года военно-транспортный самолет Ту-134А Черноморского флота готовился к вылету из аэропорта «Крымск» (Гвардейское). На его борту находились 28 человек: 9 членов экипажа и 19 пассажиров. Среди пассажиров был главнокомандующий Военно-морским флотом России и группа высших офицеров, возвращавшихся после завершения учений. Ответственность за их жизни лежала на плечах командира корабля.

Ту-134А, аналогичный потерпевшему аварию. Фото: Дмитрий Пичугин. Источник: airliners.net
Птичья стая и отказ двигателя на взлете
Во время разбега по взлетно-посадочной полосе, когда самолет уже набрал скорость выше «решающей» (270 км/ч), командир заметил стаю птиц. На 46-й секунде, при скорости 290 км/ч, штурман скомандовал: «Подъем!», и командир начал отрыв. Почти сразу в левый двигатель попала птица.
Последовал мощный хлопок. Двигатель начал сильно вибрировать и издавать нехарактерные звуки. На приборной панели загорелись тревожные сигналы: «Высокая вибрация» и «Низкое давление масла». Вслед за этим произошел отрыв передней стойки шасси. Несмотря на критическую ситуацию, командир принял решение продолжить взлет, так как остановиться на оставшейся длине полосы было уже невозможно.
Борьба за жизнь в воздухе
На 48-й секунде самолет, преодолев 2205 метров, оторвался от земли. Сразу возник левый крен из-за потери тяги отказавшего двигателя. Пилоты парировали его отклонением штурвала. Из левого двигателя повалил густой черный дым и вырвалось пламя. Диспетчер, наблюдая за этим, на 51-й секунде отдал команду прекратить взлет, но было уже поздно.
Командир приказал второму пилоту убрать тягу и начал снижение для экстренной посадки.
Кстати: Комплекс противоракетной обороны США THAAD.
Жесткая посадка и столкновение
Самолет коснулся земли левее оси ВПП на скорости 300 км/ч. Оставшейся длины полосы катастрофически не хватало. Впереди были курсовой радиомаяк и ограждение объездной дороги. Экипаж предпринял все меры: были задействованы тормоза и реверс тяги (хотя на одном двигателе он не сработал).
На скорости 279 км/ч самолет, уже выпустив носовую стойку, несся на радиомаяк. Командир, пытаясь увернуться, дал левую педаль. Маневр позволил немного развернуть машину, но правым крылом она все же зацепила растяжку антенного поля.
Затем, на скорости 228 км/ч, Ту-134 врезался в бетонное ограждение аэропорта. От удара оторвалась часть правой консоли крыла, был пробит топливный бак, и начался сильный пожар.
Весь драматичный момент посадки и столкновения был заснят на видео очевидцами.
Чудо без жертв
Самолет окончательно остановился в 885 метрах от конца ВПП, объятый пламенем. Несмотря на тяжелейшие повреждения и пожар, произошло невероятное — все 28 человек на борту смогли самостоятельно эвакуироваться! Жертв удалось избежать, хотя 13 человек (включая 9 членов экипажа) получили травмы средней тяжести. Самолет был полностью уничтожен огнем.
Следственная комиссия установила, что причиной аварии стало попадание птицы в левый двигатель, что привело к его разрушению и пожару. Действия экипажа, сумевшего в почти безнадежной ситуации посадить горящую машину и спасти жизни всех на борту, включая высшее руководство флота, были признаны грамотными и не подлежащими осуждению. Этот случай вошел в историю как пример исключительного летного мастерства и хладнокровия.
[Тэги: Авиация, Самолет, Рейс, Аэропорт, Ту-134, Катастрофа, Крым, Военная Авиация, Видео, VKLongpost]
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Птица против двигателя Ту-134. Авария военного самолёта в Крыму.