История создания и характеристики учебного планера МАК-15

История легендарного учебного планера МАК-15 началась в 1951 году, когда под руководством М.А. Кузакова было создано студенческое конструкторское бюро. Их первой задачей стала разработка планера «Голубь мира». Уже в марте того же года проект получил одобрение Технического комитета Планерного отдела ЦК ДОСААФ, а к концу года успешно прошли аэродинамические испытания. Исследования модели в аэродинамической трубе Московского авиационного института (МАИ) предоставили ценные данные, которые легли в основу дальнейшего проектирования.

Разработка и конструкция

К началу 1952 года рабочий проект планера МАК-15 был полностью готов. Над его созданием трудился коллектив специалистов: научным руководителем опытно-конструкторских работ был Н.А. Фомин, ответственным исполнителем — В.П. Соколов, а главным конструктором, конечно же, оставался инициатор проекта М.А. Кузаков.

Чертеж и план конструкции планера МАК-15.

Серийное производство и модификации

С 1956 года планер МАК-15 запустили в серийное производство на заводе ДОСААФ. Эта надежная и простая в управлении машина быстро завоевала популярность и стала основным учебным планером в большинстве аэроклубов по всей стране. В 1958 году на его базе была создана модификация — МАК-15М. Планер удостоился чести участвовать в знаменитом воздушном параде в Тушино, продемонстрировав свои качества широкой публике.

Планер МАК-15 в полете.

Летно-технические характеристики

Планер МАК-15 обладал следующими ключевыми параметрами:
Геометрические размеры:
— Размах крыла: 10,40 м
— Длина: 5,32 м
— Высота: 1,85 м
— Площадь крыла: 12,56 м²
Массовые характеристики:
— Вес пустого: 135 кг
— Взлетный вес: 255 кг
Летные данные:
— Посадочная скорость: 40 км/ч
— Экипаж: 1 человек

Информация основана на материалах из книги В. Макарова «Самолеты МАИ».

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: МАК-15.