P-75 Eagle: американский истребитель-конструктор, собранный из деталей других самолетов

6 октября 1944 года был окончательно закрыт проект американского истребителя General Motors/Fisher P-75 Eagle. Эта машина вошла в историю авиации как уникальный пример «конструктора» — самолета, собранного из готовых узлов и агрегатов других летательных аппаратов. История его создания, полная парадоксальных решений и технических просчетов, заслуживает отдельного внимания.


Необычный заказ для автомобильной компании

В 1942 году командование ВВС США сформулировало запрос на создание высотного перехватчика с выдающейся скороподъемностью. В качестве силовой установки был выбран мощный 24-цилиндровый двигатель Allison V-3420-23. Однако вскоре требования изменились: теперь нужен был не просто перехватчик, а истребитель сопровождения дальнего действия. При этом на вооружении уже состояли отличные машины, такие как P-47 Thunderbolt и P-38 Lightning, что делало необходимость в новом самолете неочевидной.

Поскольку все ведущие авиастроительные фирмы были загружены заказами, нестандартный проект поручили подразделению Fisher Body Division компании General Motors. До войны эта компания специализировалась на производстве автомобильных кузовов и лишь недавно начала осваивать авиационные компоненты. Возглавить работы пригласили опытного конструктора Донована Берлина, создателя истребителей P-36 и P-40. Перед ним поставили амбициозную задачу: создать новый самолет быстро и с минимальными затратами.

Первый прототип P-75 Eagle

Самолет-«Франкенштейн»: сборка из готовых деталей

Донован Берлин предложил радикальное решение для ускорения процесса: собрать новый истребитель из уже существующих и хорошо отработанных узлов других самолетов. Этот подход должен был сэкономить время на проектировании и отладке. В результате P-75 Eagle получил крыло от истребителя P-51 Mustang, кабину от P-40 Tomahawk, шасси от палубного истребителя F4U Corsair и хвостовое оперение от пикирующего бомбардировщика SBD Dauntless. Компоновка самолета с центральным расположением двигателя и соосными воздушными винтами была позаимствована у истребителя P-39 Airacobra.

Сердцем этого «гибрида» стал двигатель Allison V-3420 — мощный, но проблемный агрегат, созданный еще в 1937 году и не нашедший широкого применения. Двигатель не прошел полный цикл доводочных испытаний и долгое время хранился на складе, что впоследствии стало одной из ключевых проблем проекта.

Обратите внимание: Разбор ролика про SSJ100, разоблачение горе-авиаконструктора.


Испытания, аварии и разочарование

Несмотря на шумиху в прессе и даже предварительный заказ (по легенде, от Люфтваффе) на 2500 машин, реальность оказалась суровой. Первый полет прототипа, состоявшийся 17 ноября 1943 года, сразу выявил серьезные недостатки. Самолет обладал плохой управляемостью и устойчивостью из-за ошибок в расчете центра тяжести. Летные характеристики не соответствовали требованиям: скороподъемность была вдвое ниже заданной, максимальная скорость — на грани допустимого, а маневренность оставляла желать лучшего.

Эксплуатация сопровождалась чередой катастроф. 8 апреля 1944 года разбился пятый прототип, погиб летчик-испытатель. На третьем прототипе в полете взорвался двигатель, но пилоту удалось спастись. Еще одна авария произошла из-за отказа соосного воздушного винта. Несмотря на это, компании удалось получить контракт на производство нескольких машин, который вскоре был сокращен.

P-75 Eagle в полете. Хорошо видна необычная компоновка с центральным расположением двигателя.

Закрытие проекта и историческое наследие

К осени 1944 года военное руководство США пришло к выводу, что существующие истребители P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt полностью удовлетворяют потребности фронта. Проект P-75 Eagle, не оправдавший надежд и связанный с человеческими жертвами, был окончательно закрыт 6 октября 1944 года. Всего было построено 14 экземпляров этого необычного самолета. Почти все они были отправлены на слом, а уцелевшие машины стали музейными экспонатами, напоминающими об амбициозной, но неудачной попытке создать истребитель по принципу конструктора.

_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории авиации. Мой творческий путь начался в паблике ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers». Я буду постепенно переносить посты туда, улучшать и расширять их. До новых встреч!

Авиационная техника Военная авиация Второй мировой войны Longpost ВКонтакте (ссылка) 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Самолет-конструктор от автомобильной фирмы.