Тюдоры в изгнании: как прибрежные замки Бретани стали тюрьмой и школой для будущего короля Англии

Стихотворение Виктора Бутусова «Берег» как нельзя лучше отражает двойственность морского побережья — оно может быть и тюрьмой, и местом освобождения. Эта метафора удивительно точно описывает один из ключевых периодов в жизни основателя династии Тюдоров.

Юный изгнанник в центре политических игр

Англия XV века была разорвана Войной Алой и Белой розы — жестоким противостоянием домов Ланкастеров и Йорков. В 1471 году, после повторного свержения Генриха VI, королём стал Эдуард IV Йоркский. Казалось, судьба Ланкастеров предрешена, но четырнадцатилетнему Генриху Ричмонду, племяннику свергнутого монарха, удалось совершить побег. Преодолев штормовое море, он с дядей Джаспером высадился в бретонском порту Ле Конке, где вскоре оказался под стражей герцога Франциска II.

Генрих VII Тюдор

Ле Конке — место, где началось бретонское пленение Тюдоров.

Бретань: независимая разменная монета

В то время Бретань была самостоятельным герцогством, лакомым куском как для Франции, так и для Англии. Благодаря хитроумной дипломатии Франциска II, она сохраняла автономию. Для герцога юный Генрих Ричмонд, законный претендент на английский престол, стал ценной политической картой. На него охотились и йоркисты, и французский король, поэтому Франциск предпочитал держать «гостя» в безопасности, но под контролем. Так начались долгие девять лет жизни в золотой клетке — комфортабельной, но неволе.

Герцогство Бретань на карте Франции.

«Они живут в замках с нужным количеством слуг, им оказывают все почести... Но они умолчали о главной истине: они несвободны. Это была богатая тюрьма».

География заточения: взгляд на океан

Если изучить места заточения Генриха, становится очевидной закономерность: большинство замков располагались в непосредственной близости от Атлантического океана или Кельтского моря. Сначала это был уединённый замок адмирала Жана де Келенека, затем — его дворец в Нанте, крупнейшем порту региона.

«Еще в октябре 1472 года их отвезли в уединенный замок... Затем перевезли в Нант (дворец Келенека все еще был легко доступен с моря)».

Нант в XV веке.

Генрих также жил в замке Лермен в Ванне и в Шато де Соусиньо — «охотничьем домике» на болотистом побережье. Такое расположение было не случайным: оно позволяло легко контролировать узника и, в случае угрозы, быстро переправить его морем в другое место.

Шато де Лермен

Шато де Соусиньо

Уроки моря: от наблюдения к побегу

Годы, проведённые у моря, не прошли даром. Глазами пленника Генрих наблюдал за жизнью портов: за работой рыбаков, прибытием и отплытием судов, нравами моряков. Он понял, что и рыбная ловля, и морской бой — азартные предприятия, где многое зависит от удачи и умения читать ситуацию. Эти наблюдения, это «тюремное знание моря» впоследствии сослужили ему хорошую службу.

Побег в пиратскую столицу

Кульминацией плена стала попытка выдачи Генриха англичанам в 1476 году. Под предлогом свадьбы с Елизаветой Йоркской его под усиленным конвоем повезли к кораблю, который должен был отплыть из Сен-Мало. Выбор порта был символичен: Сен-Мало был известен как столица бретонских корсаров, город, основанный странствующим монахом и ставший пристанищем для вольных моряков. Возможно, слухи об этом городе-крепости, где даже король не был полным хозяином, Генрих услышал от тех же рыбаков или бродячих актёров.

Сен-Мало — пиратская цитадель, ставшая местом спасения.

По дороге Генрих либо действительно заболел, либо симулировал недомогание, что задержало их в Сен-Мало. Эта задержка оказалась роковой для планов йоркистов и спасительной для Тюдора. Вернувшийся из отлучки адмирал де Келенек, верный сторонник Генриха, в ужасе узнал о решении герцога. Он сумел убедить Франциска II одуматься. В Сен-Мало были отправлены люди, чтобы вернуть узника.

В суматохе долгих и напряжённых переговоров между бретонцами и англичанами Генриху удалось совершить отчаянный шаг — он сбежал и укрылся в одной из городских церквей. Англичане попытались взять храм штурмом, но натолкнулись на яростное сопротивление горожан, для которых святость убежища была незыблема. Эта принципиальность жителей Сен-Мало спасла будущему королю жизнь.

Генрих вернулся под опеку герцога, который, извинившись «старостью и немощью», пообещал больше не допускать таких ошибок. Английским послам оставалось лишь в бессильной ярости наблюдать за крахом их тщательно спланированной операции.

Этот эпизод стал переломным. Он показал Генриху ценность моря не как барьера, а как пути к свободе, а также важность поддержки простых людей. Удача действительно улыбается тому, кто, сидя в «тюрьме», не устаёт наблюдать за «рыбаками» и учится у моря его главному закону — ловить подходящий момент.

Обратите внимание: Бревно на русском танке! Зачем?.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Зачем герцогу замки у океана?.