От скворечников-ловушек до птичьих дворцов: как менялось отношение людей к певчим птицам

Современные парки наполнены птицами всех возрастов, которые порхают среди ветвей, наполняя воздух своим пением в поисках пропитания. Для нас сегодня сама мысль о том, чтобы поймать такую птицу для приготовления ужина, кажется дикой. Увидев, например, майну, большинство людей улыбнется или просто пройдет мимо. Однако на протяжении веков наши предки придерживались совершенно иного подхода к пернатым соседям.

Скворечники-ловушки: утилитарный подход прошлого

История так называемых «скворечников» уходит корнями в глубокую древность. Уже в XV веке, а возможно и раньше, в Европе были распространены глиняные сооружения, напоминающие горшки с одной плоской стороной. Их крепили к стенам или деревьям, а сзади имелось отверстие, достаточно большое для человеческой руки. Позже, к концу того же века, появились и деревянные аналоги. Но цель у этих построек была далека от современной заботы о природе. Европа того времени не была озабочена защитой птиц. Напротив, эти домики служили удобными ловушками: птенцы, выраставшие в них, оказывались не на воле, а прямо в горшке, готовые к употреблению. Особенно удобным такой метод «ухода» считался для майн.

Фридрих Науманн в 1882 году подробно описал эту практику. Он отмечал, что мясо взрослых птиц было жестким, горьким и считалось тяжелым для пищеварения. Совсем другое дело — молодые птенцы, особенно те, у которых еще не сменился серый пух и которые вот-вот готовы вылететь из гнезда. В некоторых регионах с майнами обращались как с домашними голубями, размещая для них специальные ящики и горшки, из которых потом забирали выводок. Интересно, что люди даже тогда понимали необходимость устойчивого подхода: последний выводок в сезоне оставляли на волю, чтобы птицы вернулись на следующий год.

Охота как традиция

Молодые скворцы считались настоящим деликатесом, и их добывали не только из скворечников. Для этого использовали традиционные методы: капканы, сети и даже огнестрельное оружие. Генрих Гетке в 1900 году рассказывал, как охотники с острова Гельголанд пользовались неопытностью молодняка. Один из них, Клаус Ойкенс, как сообщается, за один раз подстрелил из двустволки 83 птицы, преследуя их ради вкусного мяса.

Восточная философия: птичьи дворцы и резные терема

В то время как в Нидерландах и Бельгии птиц активно употребляли в пищу, в других культурах сформировался принципиально иной, созидательный подход.

В Османской империи XVI–XVII веков возводили целые «птичьи дворцы» — изящные архитектурные сооружения, которые становились частью фасадов мечетей, медресе, библиотек и мостов. Их размещали высоко, в недоступности для людей и хищников. Это решало практическую задачу поддержания чистоты в городах, а сам акт заботы о птицах считался богоугодным делом, приносящим благодать.

Считается, что настоящие деревянные скворечники в их современном, благородном понимании впервые появились в России. Мастера подходили к их созданию с большой любовью и выдумкой, украшая резными балкончиками, крышами, фигурками животных и людей. Скворцов здесь полюбили не как пищу, а за их прекрасный голос и неоценимую помощь в борьбе с насекомыми-вредителями. Именно из России в 1920-е годы эта гуманная традиция развешивания домиков для птиц распространилась по Европе, где благополучно сохраняется и сегодня.

Спасибо за внимание! Буду очень рада, если вы решите подписаться — ваша поддержка вдохновляет меня на создание новых материалов.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как люди певчими птицами лакомились.