
Самолет Як-1, разработанный под руководством выдающегося конструктора А.С. Яковлева, стал родоначальником целой серии истребителей, сыгравших ключевую роль в Великой Отечественной войне. С 1939 года его разработкой занималось Объединение авиационной промышленности, носящее имя Яковлева. Первоначально машина имела обозначение И-26 и представляла собой одномоторный моноплан с убирающимся шасси и 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения. Изначально планировалось оснастить его двигателем М-106 мощностью 1200 л.с., но из-за его неготовности пришлось использовать менее мощный М-105П (1050 л.с.). Конструкция фюзеляжа была гибридной и довольно тяжелой, так как каркас собирался из сварных стальных труб. В попытке снизить общий вес самолета инженеры применили цельное деревянное крыло, что, однако, создало сложности при транспортировке и ремонте машины в полевых условиях.

Начало производства
Первый прототип И-26-1 поднялся в воздух в начале 1940 года, а второй — 23 марта того же года. Летные испытания сразу выявили ряд проблем, в основном связанных с ненадежностью силовой установки. Несмотря на это, уже в сентябре 1940 года завод № 301 под Москвой выпустил 10 опытных машин, а к концу года завод № 292 в Саратове сдал первые 16 серийных истребителей. Официально серийное производство началось в 1941 году, а 26 декабря 1940 года самолет получил свое знаменитое обозначение — Як-1. Всего с 1940 по 1944 год было построено около 8760 самолетов этой модели, причем львиная доля — 8553 машины — сошла с конвейера завода № 292.

Боевое крещение
К моменту нападения Германии на СССР авиапромышленность успела выпустить 425 истребителей Як-1, но не все они успели попасть в строевые части. На 22 июня 1941 года в приграничных округах насчитывалось 105 таких машин. Первым полком, полностью укомплектованным новыми истребителями, стал 20-й истребительный авиационный полк Киевского Особого военного округа, который вступил в бой с первых часов войны.

От Москвы до Сталинграда
Широкомасштабное применение Як-1 началось в битве за Москву. На этих самолетах воевали многие полки, включая 20-й, 66-й, 188-й и 236-й истребительные авиаполки. В январе 1942 года на Як-1 стал летать уникальный 586-й истребительный авиационный полк, полностью укомплектованный женщинами-летчицами. К осени 1942 года Як-1 стал самым массовым истребителем в ВВС Красной Армии, составляя около трети всего истребительного парка. На этих машинах сражались не только рядовые полки, но и элитные части, такие как прославленный 16-й гвардейский истребительный авиаполк, которым командовал трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин.

Под Сталинградом дебютировала улучшенная модификация с лучшей аэродинамикой. Боевая статистика показала ее превосходство: на каждый потерянный усовершенствованный Як приходилось 6,5 сбитых самолетов противника, в то время как у стандартного Як-1 этот показатель составлял 2,5. С декабря 1942 по январь 1943 года новая модификация, Як-1б, успешно прошла войсковые испытания в боях под Сталинградом и на Калининском фронте.


Закат боевой карьеры
Як-1 принимал участие во всех крупнейших воздушных сражениях, включая битву на Кубани и Курскую дугу. Однако к 1943 году его постепенно начали заменять более совершенные Як-7, Як-9 и Як-3. К концу войны на передовой оставалось уже не так много Як-1. На этих самолетах также воевали и союзники: французские летчики полка «Нормандия-Неман» летали на Як-1 в первой половине 1943 года, а 1-й польский истребительный авиаполк «Варшава» использовал их с июля 1944 по май 1945 года.

Оценка машины
Несмотря на проблемы на начальном этапе, Як-1 быстро зарекомендовал себя как один из лучших советских истребителей начала войны. Хотя по скорости и скороподъемности он иногда уступал немецкому «Мессершмитту» Bf 109, Як-1 обладал отличной горизонтальной маневренностью, был устойчив в полете и прост в управлении, что делало его доступным для пилотов средней квалификации. Модификация Як-1б с каплевидным фонарем значительно улучшила обзор летчику. Ключевыми преимуществами самолета были технологичность, использование доступных материалов (дерево, сталь) и простота ремонта в полевых условиях. Главным же конструктивным недостатком оставалось уязвимое деревянное крыло.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) Як-1
- Главный конструктор: А.С. Яковлев
- Первый полет: 13 января 1940 г.
- Годы серийного производства: 1940–1944
- Всего выпущено: ~8734 ед.

Габариты и масса
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 8,48 м
- Размах крыла: 10,00 м
- Площадь крыла: 17,15 м²
- Масса пустого: 2412 кг
- Нормальная взлетная масса: 2917 кг

Летные данные
- Двигатель: М-105ПФ
- Мощность: 1210 л.с.
- Максимальная скорость у земли: 510 км/ч
- Максимальная скорость на высоте: 571 км/ч
- Дальность полета: 650 км
- Скороподъемность: 833 м/мин
- Практический потолок: 10 000 м

Вооружение
- 1 × 20-мм мотор-пушка ШВАК
- 1 × 12,7-мм синхронный пулемет УБС



Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Як-1.