
Иван Никитович Кожедуб вошел в историю как один из величайших летчиков-истребителей не только СССР, но и всего мира. Трижды удостоенный звания Героя Советского Союза, маршал авиации, он стал символом отваги и мастерства в годы Великой Отечественной войны. На его счету десятки сбитых самолетов противника, а его боевой путь — это история беспримерного мужества и преданности Родине.
Детство и юность будущего аса

Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Образиевка (ныне Шосткинский район Сумской области Украины). Он был младшим, пятым ребенком в семье. Его отец, церковный староста, привил сыну любовь к знаниям и книгам, что определило пытливый характер будущего летчика. С детства Иван увлекался гимнастикой, что закалило его тело и развило выносливость, столь важную для пилота. Мечта о небе родилась у него рано, глядя на пролетающие самолеты и восхищаясь формой военных.

Окончив семилетку, Иван поступил в вечернюю школу при фабрично-заводском училище в Шостке. Ежедневные пробежки за несколько километров на учебу в любую погоду закалили его характер. В 16 лет он стал студентом Шосткинского химико-технологического техникума. Судьбоносной стала случайная встреча со студентами местного аэроклуба. Несмотря на нагрузку, Кожедуб с жаром взялся за летное дело и не пропустил ни одного занятия. Этот путь привел его в Чугуевское военное авиационное училище, которое он окончил в звании сержанта и где остался работать инструктором. С началом войны он рвался на фронт, но командование ценило его как педагога, и просьбы долго оставались без удовлетворения.
На фронтах Великой Отечественной войны

В 1941 году училище эвакуировали в Казахстан (г. Чимкент). Лишь в конце 1942 года, после присвоения звания старшего сержанта, просьба Кожедуба была наконец удовлетворена. Он был направлен для доукомплектования в 240-й истребительный авиаполк под Иваново.
В марте 1943 года полк прибыл на Воронежский фронт. Первый же боевой вылет едва не стал для Ивана последним: его Ла-5 был серьезно поврежден. Спасла пилота бронеспинка, а самолет восстановлению не подлежал. Несмотря на эту неудачу и попытки перевести его на наземную службу, командир разглядел в молодом летчике потенциал. Уже летом 1943 года, получив звание младшего лейтенанта и став заместителем командира эскадрильи, Кожедуб раскрыл свой талант аса.

6 июля 1943 года, на второй день грандиозной Курской битвы, Иван Никитович открыл свой боевой счет, сбив пикировщик Ju-87. С этого момента его мастерство и счет побед стали стремительно расти. Он демонстрировал не только личную отвагу, но и тактическую грамотность, умение принимать верные решения в секунды.

В феврале 1944 года за 20 сбитых самолетов (к концу года их число достигло 25) старшему лейтенанту Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре он получил уникальный Ла-5ФН, построенный на личные сбережения колхозника-пчеловода Василия Конева. Летом 1944 года, уже в звании капитана и заместителя командира 176-го гвардейского полка, он пересек на новейшем Ла-7. В августе того же года, имея на счету 48 побед, Иван Никитович был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

В ходе Висло-Одерской операции Кожедуб проявил себя и как блестящий командир. Его группа действовала невероятно эффективно, неся минимальные потери. Свой последний, 62-й официальный вражеский самолет (истребитель FW-190) он сбил в небе над Берлином 17 апреля 1945 года в ходе драматичного боя, где два советских истребителя противостояли 40 немецким машинам.

Существует версия, что общее число его побед составляет 64 самолета. Разница связана с эпизодом в 1945 году, когда он был вынужден сбить два американских истребителя P-51 «Мустанг», атаковавших его по ошибке. В августе 1945 года, после Победы, майор Кожедуб в третий раз был удостоен высшей награды Родины, став одним из двух трижды Героев Советского Союза, получивших это звание в годы войны (вторым был Александр Покрышкин).
Послевоенная служба и карьера

После войны Иван Никитович продолжил службу, окончил Военно-воздушную академию и занимался испытанием новой реактивной техники, одним из первых освоив МиГ-15. С 1950 по 1952 год под псевдонимом «Крылов» он командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в небе Кореи. Ему официально запрещалось участвовать в боях, но, по некоторым свидетельствам, он все же поднимался в воздух. Его дивизия показала выдающиеся результаты, сбив 216 самолетов противника при минимальных собственных потерях.

Вернувшись, Кожедуб продолжил обучение в Военной академии Генштаба, последовательно получал генеральские звания. С 1964 года он занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. В 1971 году был переведен в центральный аппарат ВВС, а в 1978 году — в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны. В 1985 году ему было присвоено высшее для авиации звание — маршал авиации. Параллельно он вел активную общественно-политическую работу, избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Личная жизнь и наследие

Личная жизнь маршала сложилась счастливо. В 1946 году он познакомился в поезде с Вероникой Николаевной, которая вскоре стала его женой. В браке родились двое детей — дочь Наталья и сын Никита. Сын пошел по стопам отца, став морским офицером, капитан 3-го ранга.

Последние годы и память

В марте 1990 года Иван Никитович, будучи народным депутатом СССР, выступил на съезде с пламенной речью в защиту чести и достоинства армии, что было встречено овациями большинства зала. Он оставался верен своим принципам до конца. Сердце легендарного летчика остановилось 8 августа 1991 года. Он ушел накануне событий, которые привели к распаду страны, которую он так самоотверженно защищал.

Имя Ивана Кожедуба навсегда вписано в историю мировой авиации. Его боевой опыт, личное мужество и преданность долгу служат примером для новых поколений.







Иван Кожедуб. Биография. Герой Советского Союза. Летчик. Маршал авиации. Великая Отечественная война. Ас.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Иван Кожедуб.